Роль книги в игровом и творческом процессах

 Тарайкевич Любовь Станиславовна (Любовь Дикура), 
ООО «Альбирео и Ко» (Москва, Минск)


От Московского Кремля до тайн мира клетки. Роль книги в игровом и творческом процессах, а также в мультипликации (на примере проектов Альбирео)

Все проекты Альбирео, рассматриваемые сегодня: «МультиЛетопись России IX-XXI», «Авазик из Кривичей: тайны Мезозоя», «Где-то очень далеко кто-то есть» и «Тайны мира клетки и секреты мозга», – являются комплексными образовательными решениями, позволяющими легко привести ребенка к знаниям.

В каждом проекте в работе с детьми предусмотрены такие фазы, как:

- разработка настольной игры-путеводителя по изучаемой теме или участие в игровом турнире по уже существующей игре;

- изучение рекомендуемой литературы;

- создание собственных сюжетов по изученным материалам в команде единомышленников;

- воплощение идей в мультипликации.

В творческом совместном процессе мы переносим акцент с необходимости изучения истории, географии или любой другой науки для получения оценки в школе или сдачи ЕГЭ на необходимость знания для создания чего-то своего, в чем можно реализовать свои таланты. В наших проектах мы превращаем «надо выучить» в «хочу все знать, чтобы…»

На примере проекта «МультиЛетописи Росси IX-XXI» можем показать, как в игре мы приводим ребят к знаниям, заложенным в Летописном своде Ивана Грозного или в Полном собрании русских летописей. Увлекаем фрагментами из книг Ивана Забелина или Владимира Гиляровского. Рассказывая удивительные факты из жизней известных исторических персонажей, мы зарождаем стремление к познаниям, путешествиям во времени и пространстве. Два самых любимых факта участников связаны со сказочными персонажами: Горынычем, который упоминается Забелиным в «Истории города Москвы», и Кощеем, о котором гласит одна из недавних находок на Боровицком холме.



На фото участники занятия, проведенного 16 марта 2021 года на дне открытых дверей в Библиотеке №16. Любопытно: чтобы Горынычу не было грустно одному, пока Фрязин с Иваном III и Софьей Палеолог обсуждают строительство Кремля, младшие участники слепили еще 3-х горынычишечек.

Нельзя не отметить, что с книгами и многими авторами – классиками русской литературы – неразрывно связан и сам Московский Кремль. Для наилучшего восприятия информации мы вводим в игру многих героев прошлого. В качестве примера приведем первопечатника Ивана Федорова, служившего в Чудовом монастыре, и Александра Сергеевича Пушкина, встреча которого с царем Николаем I состоялась также на территории Кремля – в Чудовом дворце.


На фото Малый Николаевский дворец, до перестройки носивший название «Чудов дворец», и персонаж игры «В поисках потерянных свитков» А.С.Пушкин.

Книжная полка проекта «Авазик из Кривичей: тайны Мезозоя» насчитывает более 35 увлекательных энциклопедий и новинок. В игре также присутствует электронный путеводитель, где приводятся любопытные факты как об исчезнувших динозаврах, так и о сохранившихся до наших дней формах жизни. Отдельный акцент делается на организмах, населявших территорию современной России. Надо отметить книгу израильского мультипликатора Рони Орена «Секреты пластилина: динозавры», которая служит большим подспорьем при создании мультипликационных персонажей.


На фото процесс съемки серии про динозавров и драконов из цикла занятий по проекту «Авазик из Кривичей: тайны Мезозоя». Участница Анна, 5 лет.


Проект «Тайны мира клетки и секреты мозга» любопытен тем, что, в отличие от предыдущих проектов, где сперва разрабатывалась игра, к которой привязывалась создаваемая книга (альбом-путеводитель), здесь мы стартуем от уже созданных нашими российским учеными двух книг: «Живой дом» и «Ключи от головы» Ю.Нечипоренко, Е.Егорова и В.Толченниковой. И вместе с участниками занятий сперва знакомимся с книгами, а уже после идем придумывать игру и мультфильм.



На фото Фиолетовая мультстудия с изучаемыми книгами в момент создания первой серии, где клетка встречается с амебой обыкновенной и инфузорией-туфелькой.



«Где-то далеко кто-то есть» – это изучение астрономии, мифологий древних, связанных с существовавшими или уже упраздненными созвездиями, а также фрагментарное изучение истории человечества. Здесь в основу разработанной игры легла сказка, которая в настоящее время готовится к выпуску в издательстве «Галактика», настольная игра скорее является инструментом погружения участников в изучаемый мир звездного неба.

На фото первое игровое занятие, состоявшееся весной 2021 года на базе Библиотеки № 259 г. Московского.



Предлагаем вашему вниманию первый фрагмент мультипликационного сериала «МультиЛетопись России IX-XXI», созданный детьми. Смотреть

Вопросы: Как вы думаете, насколько может быть увлекателен предлагаемый материал для разных возрастных групп (3-6, 6-9, 9-12 и 12+) и на чем лучше делать акценты?


Приглашаем Вас 27 февраля  обсудить этот и другие вопросы, связанные с чтением,   в рамках Международной конференции "Детская литература как событие" (подробнее)