Актуальные формы участия родителей в организации детского чтения

Иванова Ксения Валерьевна, 
Цырдя Нина Михайловна, 
ГКОУ ОЦДОК (Москва)

Актуальные формы участия родителей в организации детского чтения
в дошкольном учреждении (использование цифровых технологий)


Настоящее время ставит перед нами – педагогами дошкольного образования ‒ новые вызовы:

  • «дистантность» в общении с родителями воспитанников, вызванная пандемией, периодический переход на дистанционное обучение;
  • смена коммуникативных технологий ‒ приоритет цифрового ресурса в образовании детей;
  • изменение сенсорной модальности (приоритет зрительного восприятия у дошкольников над слуховым и сенсорным);
  • излишняя насыщенность информационного поля для детей;
  • изменение «плотности» времени (большее количество событий и задач на единицу времени, которое присутствует в жизни детей, педагогов, родителей).
Принимая вызовы, мы ищем новые формы взаимодействия с родителями в ознакомлении детей с художественной литературой, приобщения к чтению, сохранения ценности книги, в том числе с использованием цифровых ресурсов.

Цифровое пространство как источник знаний имеет свои «плюсы» и «минусы». «Минусы» заключаются в том, что возрастает избыточность некачественных литературных текстов, уменьшается тактильное восприятие книги и связанных с ней возможностей: вернуться в начало, перелистать еще раз, уединиться с книгой, почувствовать ее материальность; изменяется контакт со взрослым, становясь виртуальным или ограниченным по времени. Положительные моменты взаимодействия в цифровом пространстве ‒ это легкая доступность текстов произведений, быстрота получения информации, богатый выбор способов визуализации текста, возможность новых форм общения посредством онлайн-технологий.

Наша технология заключается в разработке новых продуктивных форм совместной деятельности в работе детского сада и родителей с книгой в онлайн-формате.

В рамках данной технологии мы предлагаем следующие виды работы:

  1. Проект «Аудиочтение "Сказка из дома"» (родители записывают аудиофайлы с детскими художественными произведениями, дети слушают их в детском саду).
  2.  Онлайн-участие родителей в литературных досугах (в качестве участников и жюри).
  3. Совместное с родителями проведение занятий в дистанционном формате.
  4. Создание онлайн-библиотеки на уровне группы и учреждения.
  5. Онлайн-общение с детьми других учреждений, в том числе и по тематике литературных произведений.

Вопросы:

Эффективны ли технологии, которые используются нами, с точки зрения родителей?

Какие еще цифровые ресурсы могли бы использоваться для участия родителей в организации детского чтения?

Приглашаем Вас 27 февраля  обсудить эти и другие вопросы, связанные с чтением,   в рамках Международной конференции "Детская литература как событие" (подробнее)