Баранова Мария Вячеславовна, старший методист Центра информационных технологий ГАУ ДПО ЯО ИРО, учитель русского языка и литературы в МОУ СШ №58 (Ярославль)
Читательские сетевые проекты как форма образовательного события
Чтение может стать ресурсом развития познавательной деятельности учащихся, если оно будет лично значимой деятельностью. Сетевое образовательное событие – это личностно значимая ситуация осмысленной деятельности субъекта, осуществляемой через осознание образовательной проблемы и определение путей и способов её решения в информационно-образовательном пространстве. Сетевые читательские проекты как форма образовательного события способствуют продвижению чтения в школьной среде и развитию читательской компетентности учащихся.Образовательное событие становится сетевым, когда организована совместная удаленная деятельность участников, которая имеет общую проблему, регулируется или направляется общей темой, целью, формами работы, способами деятельности и направлена на достижение совместного результата события. Наша открытая online-площадка для реализации и проведения сетевых образовательных событий, в т.ч. проектов, – Вики ИРО:
При проектировании сетевого образовательного события любой формы необходимо помнить, что
- задача (проблема) должна быть актуальной и значимой для потенциальных участников;
- событие «живет» в сети и делается средствами сети;
- должно быть обеспечено сопровождение каждого участника или команды участников;
- деятельность участников должна быть практико-ориентированной и по возможности креативной, а возможно и исследовательской;
- участники не только создают продукты, но и осуществляют их презентацию;
- экспертиза строится на основе открытых и понятных критериев, к оценке могут привлекаться все участники события;
- сетевое образовательное событие завершается рефлексией, должно иметь эффект «послевкусия» и практической пользы.
Основные формы образовательных событий: акция, флешмоб; проект; конкурс; викторина; веб-квест; хакатон; мастер-класс; веб-конференция и т.д.
Межрегиональный проект «Книгочарт-2019»
(Ярославская область и Красноярский край)
Цели проекта:
- знакомство команд с современной детской литературой, с современными писателями (проведена веб-конференция с Н. Дашевской; Красноярск – провёл встречу с писателями А. Жвалевским и Е. Пастернак; лучшие фанфики были отправлены А. Гиваргизову – получен отзыв писателя, который выделил наиболее удачные);
- формирование ими рекомендательного списка для включения его в программу внеклассного чтения.
Участники: команды школьников (3-4 класс) и (5-7 класс)
Продукты проекта:
- списки литературы современных авторов для детей и подростков;
- отзывы;
- творческие работы участников («письмо другу» и фанфики);
- фото и видео отчеты;
- инициация публикаций этих произведений в «ЛитРес: Школа».
Главное значение проекта «Книгочарт-2019» заключается в том, что участники, читая разную по тематике и авторской географии литературу, лично осознали, что темы в произведениях поднимаются очень сложные и серьёзные. Современная детско-подростковая литература есть, и она интересная, разнообразная, и разбираться в ней стоит даже взрослым (команды работали под руководством старших).
Командная работа позволила убрать границы между детьми, предоставила возможность поговорить, поспорить, погрустить и порадоваться вместе и создавать творческие работы:
- в форме писем друзьям ребята посоветовали прочитать ту книгу, которая им особенно понравилась,
- в форме продолжения истории (фанфика) книги-победительницы (в 3-4 классах ею стали «Записки выдающегося двоечника» Артура Гиваргизова, а в 5-7 – «Послушай моё сердце» Бьянки Питцорно) учащиеся почувствовали себя в роли писателя.
Региональный проект «Дресс-код современного читателя»
(Ярославская область)
Цель проекта: составить список книг, которые должны быть в круге чтения современного читателя, по мнению детей
Сроки: 03.04 – 03.11.2020 г.
Участники: команды школьников (3-4-5 классы) и (6-7-8 классы)
Продукты проекта:
- список из 10 книг, которые должны быть в круге чтения современного читателя, по мнению детей;
- вики-подборка отзывов и рекомендаций к прочтению книг;
- творческие работы участников (отзывы – 3-4-5 кл., фанфики – 6-7-8 кл.);
- фото-отчеты проведения акций в школах «Прочитал книгу – передай другому».
Итогом практико-исследовательского этапа стало голосование за лучшие 10 книг, которые попали на «золотую полку» проекта. В целом можно отметить, что интересы и вкусы ребят достаточно разнообразны, их привлекает жанр школьной повести, причём юмористического содержания, находит отклик тема Великой Отечественной войны (год Памяти и Славы), детей-сирот, детей с ограниченными возможностями здоровья, также – приключенческая литература и жанр авторской сказки, фэнтези.
Сегодняшние дети по-прежнему ищут в книге эмоциональную составляющую. Ребят волнует вопрос поступков и поведения в жизни, роли их в этом мире, кто они и как строить свои отношения в обществе. Ребятам близка модель поведения литературных героев, их способы решения проблем, с которыми они сталкиваются. На примере героя-ровесника читатель видит возможные пути самореализации личности, приемлемые и успешные модели поведения в обыденной жизни и в экстремальных ситуациях. Книжные герои похожи на самих читателей, или читатели стараются быть похожими на героев.
Вопросы: Имеют ли проекты значение «расходящихся кругов» для массового школьника? Не остаётся ли чтение «не по программе» достоянием немногих?