Читательские сетевые проекты как форма образовательного события

Баранова Мария Вячеславовна, 
старший методист Центра информационных технологий ГАУ ДПО ЯО ИРО, 
учитель русского языка и литературы в МОУ СШ №58 (Ярославль)

Читательские сетевые проекты как форма образовательного события

Чтение может стать ресурсом развития познавательной деятельности учащихся, если оно будет лично значимой деятельностью. Сетевое образовательное событие – это личностно значимая ситуация осмысленной деятельности субъекта, осуществляемой через осознание образовательной проблемы и определение путей и способов её решения в информационно-образовательном пространстве. Сетевые читательские проекты как форма образовательного события способствуют продвижению чтения в школьной среде и развитию читательской компетентности учащихся.

Образовательное событие становится сетевым, когда организована совместная удаленная деятельность участников, которая имеет общую проблему, регулируется или направляется общей темой, целью, формами работы, способами деятельности и направлена на достижение совместного результата события. Наша открытая online-площадка для реализации и проведения сетевых образовательных событий, в т.ч. проектов, – Вики ИРО:

При проектировании сетевого образовательного события любой формы необходимо помнить, что
  • задача (проблема) должна быть актуальной и значимой для потенциальных участников;
  • событие «живет» в сети и делается средствами сети;
  • должно быть обеспечено сопровождение каждого участника или команды участников;
  • деятельность участников должна быть практико-ориентированной и по возможности креативной, а возможно и исследовательской;
  • участники не только создают продукты, но и осуществляют их презентацию;
  • экспертиза строится на основе открытых и понятных критериев, к оценке могут привлекаться все участники события;
  • сетевое образовательное событие завершается рефлексией, должно иметь эффект «послевкусия» и практической пользы.

Основные формы образовательных событий: акция, флешмоб; проект; конкурс; викторина; веб-квест; хакатон; мастер-класс; веб-конференция и т.д.

Межрегиональный проект «Книгочарт-2019»

(Ярославская область и Красноярский край)


Цели проекта:
  • знакомство команд с современной детской литературой, с современными писателями (проведена веб-конференция с Н. Дашевской; Красноярск – провёл встречу с писателями А. Жвалевским и Е. Пастернак; лучшие фанфики были отправлены А. Гиваргизову – получен отзыв писателя, который выделил наиболее удачные);
  • формирование ими рекомендательного списка для включения его в программу внеклассного чтения.
Сроки: 22 октября – 22 марта 2018/19 уч. года

Участники: команды школьников (3-4 класс) и (5-7 класс)

Продукты проекта:
  • списки литературы современных авторов для детей и подростков;
  • отзывы;
  • творческие работы участников («письмо другу» и фанфики);
  • фото и видео отчеты;
  • инициация публикаций этих произведений в «ЛитРес: Школа».
Проект «Книгочарт-2019» был межрегиональным, проводился Ярославской областью совместно с Красноярским краем. В проекте приняли участие 49 команд. Суть проекта заключалась в чтении списка из 20 книг, предложенного кураторами проекта, и выбор 10 самых лучших («Великолепная десятка»).

Главное значение проекта «Книгочарт-2019» заключается в том, что участники, читая разную по тематике и авторской географии литературу, лично осознали, что темы в произведениях поднимаются очень сложные и серьёзные. Современная детско-подростковая литература есть, и она интересная, разнообразная, и разбираться в ней стоит даже взрослым (команды работали под руководством старших).

Командная работа позволила убрать границы между детьми, предоставила возможность поговорить, поспорить, погрустить и порадоваться вместе и создавать творческие работы:
  • в форме писем друзьям ребята посоветовали прочитать ту книгу, которая им особенно понравилась,
  • в форме продолжения истории (фанфика) книги-победительницы (в 3-4 классах ею стали «Записки выдающегося двоечника» Артура Гиваргизова, а в 5-7 – «Послушай моё сердце» Бьянки Питцорно) учащиеся почувствовали себя в роли писателя.

Региональный проект «Дресс-код современного читателя»

(Ярославская область)


Цель проекта: составить список книг, которые должны быть в круге чтения современного читателя, по мнению детей

Сроки: 03.04 – 03.11.2020 г.

Участники: команды школьников (3-4-5 классы) и (6-7-8 классы)

Продукты проекта:
  • список из 10 книг, которые должны быть в круге чтения современного читателя, по мнению детей;
  • вики-подборка отзывов и рекомендаций к прочтению книг;
  • творческие работы участников (отзывы – 3-4-5 кл., фанфики – 6-7-8 кл.);
  • фото-отчеты проведения акций в школах «Прочитал книгу – передай другому».
В читательском региональном проекте «Дресс-код современного читателя» мы решили зайти с другой стороны: если в Книгочарте кураторы предложили список книг (10 отечественных и 10 переводных современных), то в Дресс-коде сами ребята предлагали книги, которые они читают и которые любят, из которых мы общим голосованием составили «золотую полку» современного читателя. Таким образом, мы поставили задачу изучить круг чтения детей. Так, в анкете на вопрос о последних прочитанных книгах ребята начальной школы в общей сложности назвали свыше 100 произведений отечественных авторов и свыше 50 – зарубежных. Ребята упоминали произведения авторов, выходящих за пределы программного чтения. Но в подавляющем большинстве это книги 19-20 веков.

Итогом практико-исследовательского этапа стало голосование за лучшие 10 книг, которые попали на «золотую полку» проекта. В целом можно отметить, что интересы и вкусы ребят достаточно разнообразны, их привлекает жанр школьной повести, причём юмористического содержания, находит отклик тема Великой Отечественной войны (год Памяти и Славы), детей-сирот, детей с ограниченными возможностями здоровья, также – приключенческая литература и жанр авторской сказки, фэнтези.

Сегодняшние дети по-прежнему ищут в книге эмоциональную составляющую. Ребят волнует вопрос поступков и поведения в жизни, роли их в этом мире, кто они и как строить свои отношения в обществе. Ребятам близка модель поведения литературных героев, их способы решения проблем, с которыми они сталкиваются. На примере героя-ровесника читатель видит возможные пути самореализации личности, приемлемые и успешные модели поведения в обыденной жизни и в экстремальных ситуациях. Книжные герои похожи на самих читателей, или читатели стараются быть похожими на героев.

Вопросы: Имеют ли проекты значение «расходящихся кругов» для массового школьника? Не остаётся ли чтение «не по программе» достоянием немногих?


Приглашаем Вас 27 февраля  обсудить эти и другие вопросы, связанные с чтением,   в рамках Международной конференции "Детская литература как событие" (подробнее)