Самые важные вопросы детской литературы: жизнь и смерть, или 5 способов использовать книгу Ольги Бухиной в работе библиотекаря
Название: Жизнь и смерть: самые важные вопросы детской литературы
Автор: Ольга Бухина
Издательство: КомпасГид
Год издания: 2025
Начнем с того, что самое важное для библиотекаря в книге Ольги Бухиной «Жизнь и смерть» находится в конце, так как именно там вы найдете оглавление, в котором названы книги, на описании которых построена работа. Да-да, нам нужно именно оглавление, так как по нему хорошо видно, какое богатство предлагает эта книжка – короткие главки, каждая из которых повествует читателю о двух – трех – четырех книгах, объединенных зачастую довольно причудливо вокруг темы жизни и смерти.
Вторая причина прочитать «Жизнь и смерть» - изучить, как устроены главки, так как это практически идеальное пособие для тех, кому нужно рассказывать о книжках родителям, педагогам, коллегам. Тема каждой главы рождается на сопоставлении нескольких книг, на пересечении авторских решений. Начало – актуализация темы для читателей, представление книг – короткий тематический пересказ. Секретик, интрига, сюжет главки – нетривиальное сопоставление разных произведений.
Тема книги Ольги Бухиной кажется неожиданной и точно не детской, однако это только кажется. Она написана ровно для того, чтобы тема смерти перестала восприниматься в таком ключе, чтобы взрослому читателю детских книг перестало казаться, что молчать о смерти спасительно. Смерть – часть нашей жизни, умение принимать жизнь такой, какая она есть учат нас хорошие детские книги. У авторов детских книг, о которых пишет Бухина, нашлись слова, сюжеты, образы и картинки, помогающие взрослым и детям означивать страшное, ценное, важное, сакральное. Странно отказываться от этой поддержки в нашем непростом мире.
Четвертый способ использовать в библиотечной работе – это работа с библиографией и фильмографией, приведенными в конце книги, так как они несомненно достойны изучения: список художественных книг, список работ исследователей детской литературы и книг по истории, философии и культурологии, на которые опиралась автор в своей работе, список фильмов – все это источники новых идей для библиотечных проектов, собственных исследований и профессионального чтения.
Завершим наш список обычной рекомендацией детскому библиотекарю систематически читать самые разные книги о детской литературе (напомним, что у Ольги Бухиной есть еще одна книга, вышедшая в издательстве КомпасГид «Гадкий утенок, Гарри Поттер и другие. Путеводитель по детским книгам о сиротах», а еще она автор большого числа статей о детской литературе), потому что без такого опосредованного общения с другими профессиональными читателями детских книг трудно сохранять свежий взгляд и профессионализм в современном мире.
Автор материала: Екатерина Андреевна Асонова, заведующая лабораторией социокультурных образовательных практик ГАОУ ВО МГПУ