Сененко, О. В. Чтение подростков и нейросети: пять идей для развития информационной культуры / О. В. Сененко // Образование и город: возможности устойчивого развития в эпоху неопределенности : Сборник статей по итогам Восьмого ежегодного международного симпозиума, Москва, 17–19 апреля 2025 года. – Москва: Некоммерческое партнерство "Авторский Клуб", 2025. – С. 173-187. – EDN IOVYZK.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: чтение подростков, читательские практики, генеративный искусственный интеллект, нейросети, информационная культура.
АННОТАЦИЯ: Современные технологии генеративного искусственного интеллекта (ГИИ) открывают новые перспективы для поддержки детского и подросткового чтения, организации книжных клубов и совершенствования библиотечных практик. Их использование позволяет не только разнообразить формы взаимодействия с книгами, но и развивать информационную культуру подростков, помогая им осваивать критическое мышление, креативное письмо и навыки осознанного потребления разных видов информации. В статье рассматриваются некоторые возможности интеграции генеративных нейросетей в подростковые читательские практики и предлагаются новые подходы к интерпретации текстов. Описаны пять примеров проектных заданий, сочетающих работу с художественным текстом, его аудиовизуальную интерпретацию и взаимодействие с ГИИ: создание нейро-арт-альбома, видеокниги, поэтического видеоклипа, литературной ИИ-викторины, мини-спектакля или короткометражного фильма. Каждое задание направлено на развитие читательской грамотности, творческих навыков и умения работать с цифровыми инструментами...