В 2025 году отмечается 140 лет со дня рождения М.А. Рыбниковой, самого известного отечественного методиста-словесника ХХ века.
В конце 2023 года в издательстве «Библиомир» вышла книга Е.С. Романичевой и Г.В. Пранцовой «Дорога в словесное творчество». В ходе исследования авторы, современные методисты-словесники, реконструировали замысел несостоявшейся книги великого методиста-словесника ХХ века Марии Александровны Рыбниковой «Словесное творчество как предмет методики». Они собрали статьи, опубликованные лишь однажды на рубеже 20–30-х годов ХХ века и сопроводили их развернутыми методическими комментариями.
🔹Как грамотно выстроенная методика помогает замечать прекрасное в жизни?
🔹Почему обучение творческому письму нужно начинать с повествовательного текста, а обучение творчеству — с формирования умения видеть?
🔹В чем необходимость литературно-образовательных экскурсий?
🔹Какую задачу решают загадки и пословицы при обучении творчеству и как помогают школьникам войти в мир художественного текста? —
ответы на эти вопросы можно найти в первой главе.
А вот некоторые из тем, обсуждаемые во второй главе книги «Дорога в словесное творчество»:
🔹«Не давать непосильного»: о важности ориентации на реальные возможности ученика и последовательное развитие его речевых способностей.
🔹Новая методика обучения творческим сочинениям и ее воплощение в задуманной книге «Словесное творчество как предмет методики».
🔹«Что пишут наши школьники» и почему их сочинения «нудны и равнодушны»: о разных подходах к «постановке» творческих работ обучающихся.
🔹«Выбор темы, подход к изображаемому, выразительность слова» как предмет живого обсуждения на уроке.
🔹О важности пройти путь «от маленького писателя — к большому читателю».
🔹Постановка творческих работ: 6 составляющих методики.
🔹Триединый подход к обучению словесному творчеству.
Сегодня, когда мастерские творческого письма очень востребованы, обращение к наследию М.А. Рыбнковой очень актуально: она разработала методическую систему, используя которую, можно научить свободному письму всех школьников, а не только одаренных.
Книгу можно найти на сайте издательства "Библиомир" в разделе «Наши книги» здесь
Прочитать книгу здесь
Разумеется, не весь собранный авторами материал вошел в книгу.
На материале, который не вошел в книгу или вошел частично, Е.С. Романичевой были опубликованы следующие статьи:
Романичева, Е. С. Постановка культуры чтения «в период неслыханного разрушения и увлекательного строительства» школы 20-х годов ХХ века: основные подходы // Доклады Научного совета по проблемам чтения РАО / Под редакцией В.А. Лекторского. Том Выпуск 20. – Москва: ФГБУН едеральное государственное бюджетное учреждение науки НИЦ "Наука" РАО, 2023. – С. 69–79. – EDN VJXHQU. Читать здесь
Романичева, Е. С. «Творчеству нужно учить» (Рыбникова): методический взгляд на художественное развитие ребенка из 20-ых годов ХХ века / Е. С. Романичева // Философия образования и диалог поколений : Сборник научных трудов ХXIX Международной конференции, Санкт-Петербург, 19–20 апреля 2023 года. – Санкт-Петербург: Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования "Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого", 2023. – С. 279-283. – EDN VGRFTM. Читать здесь
Романичева, Е. С. «Много может дать фотография»: статья М.А. Рыбниковой «Фотомонтаж в руках словесника» // Литература в школе. – 2023. – № 6. – С. 116–122. – DOI 10.31862/0130-3414-2023-6-116-122. – EDN GEPGQU.
Романичева, Е. С. Игра в классику: методический комментарий на полях статьи «Литературные игры» М. А. Рыбниковой и Л. Е. Случевской // Русская словесность. – 2024. – № 3. – С. 26-29. – DOI 10.47639/0868-9539_2024_3_26. – EDN ATQRGK.
Романичева, Е. С. Российская методическая традиция «воспитания через чтение»: осмысление итогов ХХ века, возможные направления развития // Литература в школе. – 2024. – № 3. – С. 109–121. – DOI 10.31862/0130-3414-2024-3-109-121. – EDN FZNDGG.
Романичева, Е. С. «Школа должна помогать эстетическому развитию»: развитие идей И.Ф. Анненского в методической системе М.А. Рыбниковой // Литературное образование и воспитание: ценностные ориентиры и стратегии в информационную эпоху. XXXII Голубковские чтения : материалы Международной научно-практической конференции, Москва, 14–15 марта 2024 года. – Москва: Московский педагогический государственный университет, 2025. – С. 104-112. – EDN JPGWMO.
Романичева, Е. С. От «эмоций материала» к «эмоциям формы»: изучение загадки в пятом классе // Русская словесность. – 2024. – № 2. – С. 15-21. – DOI 10.47639/0868-9539_2024_2_15. – EDN KFMCPJ.
Романичева, Е. С. М.А. Рыбникова о «классиках в детском чтении» и их издании для детей // Школьная библиотека: сегодня и завтра. 2025. № 2. С. 15–36. Читать здесь
Романичева, Е. С. «История методики учит нас более точно и расчлененно определять наши цели и методы в настоящем» (к 140-летию со дня рождения М. А. Рыбниковой // Литературное образование в условиях цифровой трансформации: развитие творческого потенциала личности. XXXIII Голубковские чтения : материалы Международной научно-практической конференции, посвященной 145-летию В. В. Голубкова и 140-летию М. А. Рыбниковой, г. Москва, 20–21 марта 2025 г. / [отв. ред. В. Ф. Чертов, А. М. Антипова]. – Москва :МПГУ, 2025. – 38–49 с. ISBN 978-5-4263-1516-7
Романичева, Е. С. М.А. Рыбникова: работа над языком художественного произведения (к 140-летию со дня рождения) // Русский язык в школе. – 2025. – Т. 86, № 1. – С. 40–48. – DOI 10.30515/0131-6141-2025-86-1-40-48. – EDN MZYKHT.
Романичева, Е. С. «Пока биографии еще не приобрели того значения, которое им несомненно будет принадлежать в науке...» (Н.А. Рыбников) // Литература в школе. – 2025. – № 1. – С. 105-117. – DOI 10.31862/0130-3414-2025-1-105-117. – EDN QBOCOX.
Романичева, Е. С. «Думай головой, а не линейкой»: графика в изучении литературы («Фантастический» эксперимент в реальной школе 20-х годов ХХ века) // Управление качеством образования: теория и практика эффективного администрирования. – 2025. – № 1. – С. 62-67. – EDN IJZMME.