Ребека Уна «Отключай». Гид по книге

Ребека Уна, «Отключай»

 (издательство «Самокат», 2019).

О чем?

Книга о стерильном синтетическом мире, где все загружено в систему и даже люди заключены в защитные оболочки. Они общаются, путешествуют, работают в системе, от которой скоро совсем нельзя будет отключиться. Главная героиня, четырнадцатилетняя Грита, как и все вокруг, общается с семьей и друзьями преимущественно с помощью гаджетов, а ее любимые пробежки на улице все считают странностью, от которой лучше избавиться. Все начинает меняться, когда Грита знакомится с Мантасом, необычным парнем, которого нельзя найти в системе…

Тематика коротко: гаджеты, виртуальный_мир, подросток_и_система.

Кто?

Автор – литовская писательница Ребека Уна. Переводчик – Александра Василькова.

Автор о своей книге: «Мысль написать о людях, превращающихся в нелюдей, появилась несколько лет назад. Я не восстаю против технологий, никоим образом, но в последнее время особенно быстро меняется наше общение между собой: форма, мысль, восприятие. Я прирожденная оптимистка, однако на будущие отношения людей смотрю печально. Только печально. Человечество постоянно совершенствуется и стремится себя улучшить, но не сознает, что золотой век отношений уже был, только его не ценили. Этот золотой век — естественность, ранимость, способностью испытывать все ощущения и эмоции. Не то плохо, что мы используем технологии, общаясь с другими людьми. Плохо то, что общаться без технологий уже не получается» (Источник: LiveLib ).

Что сказали? 
  
Из отзыва на Лабиринт.ру : «Эта потрясающая, медленно, но верно набирающая обороты антиутопия — стерильно-белая аллюзия на нашу стремительно меняющуюся современность. Пугающее стремление к рациональности, антистрессу, правильности губит то живое, что есть в нас. Душу, сердце. Книга отозвалась во мне ярко, обрушив на меня всю сложность и одновременно надежду финала. Несмотря на довольно ровную в плане эмоций окраску текста, читалась книга очень быстро и легко. А вот поводов для размышлений подарила немало...». Подробнее на www.labirint.ru 

  Почему стоит прочитать?

В книге в лучших традициях антиутопий описывается возможный вариант будущего нашего мира. Одни черты сегодняшней реальности вписаны в вымышленный мир такими, какие они есть сегодня, другие – лишь немного усилены. 

 Несколько цитат:

«Мы постоянно ищем информацию, живем ею. Мы постоянно подключены. Папа говорит мне, что у нас мозги по-другому устроены. Мы быстро сортируем, принимаем и отбрасываем информацию. Мы учимся фильтровать, процеживать, и это нас не раздражает. У нас дисперсное, рассеянное внимание. Нас бы раздражало отсутствие постоянного притока информации. И еще раздражало бы, если бы приходилось читать книги. Бумажные».


«Мы с Иной разговариваем, когда идем по улице. Вообще-то люди на улицах не болтают. Идут поодиночке или парами, но всегда с затычками в ушах, слушают музыку или шарят в блокнотах. Мама говорит, что раньше на улицах кричали и орали вовсю. Хотела бы я услышать этот уличный шум».

«Мы все еще покупаем фрукты и овощи, но уже довольно редко. Удобнее набрать пакетиков и бутылочек: на полках всякие смеси, микстуры, порошки из тех же самых фруктов и овощей. Разводишь водой, взбалтываешь и пьешь. Никакого труда. Раньше люди ели странные несимметричные куски фруктов и овощей и еще более странные продукты, содержащие слизь, такие как молоко, масло, мясо. И что еще странно: им даже в радость было торчать на кухне – в каждом доме была такая предназначенная для готовки комната».

«…Клянусь макбуками предков!»

Какие вопросы можно обсудить в связи с прочитанным?

Что герои могут делать, находясь в системе, и насколько полноценно это заменяет реальность?

Для чего героям книги защитная оболочка? Что будет, если ее снять?

Что лучше: обычные продукты или готовые наборы питательных веществ, которые позволяют не тратить время на приготовление еды?

Почему бумажные книги вызывают у героев такие сложные, смешанные чувства?

Сколько же нужно человеку физической активности, чтобы хорошо себя чувствовать? Зачем герои книги крутятся в «ускорителе»?

Что еще?
Книга содержит многочисленные реминисценции классических антиутопий и известных произведений в жанре научной фантастики, например:

 

Цитата или фрагмент

Отсылка к…

«Слышу шорох книжных страниц, они начинают валиться на голову, на руки, сыплются вокруг голеней, одна падает на блокнот. Уничтожаю книгу кислотой <…>».

 

Р. Брэдбери «451 по Фаренгейту» (книги подлежат уничтожению)

«…наслушавшись всяких историй о том, как люди кидались друг в друга снегом, парились в бане или делали куличики из мокрого песка».

Л. Лоури, «Дающий» (сохранение памяти о тех временах, когда люди были ближе к природе, переживали множество эмоций, когда жизнь не была стерильной и абсолютно безопасной)

«Только если я не буду как другие – отдалюсь от всех. Стану отшельницей. Бракованной, или как там».

С. Ахерн, «Клеймо» (есть Заклейменные как особая категория населения, пораженная в правах)

«Все заменяют свои испорченные органы, некоторые даже не ждут, пока испортятся».

Ю. Кисиро «Боевой ангел Алита», манга (многие герои – киборги с человеческим мозгом и искусственными органами)

«Еще мне нравится рыться в старых книгах и журналах, там я и нашла эти сведения насчет поцелуев».

А. Азимов, «Конец Вечности» (главный герой, живущий в далеком будущем, интересуется Первобытной историей, то есть XX веком, в том числе, с интересом изучает бумажные источники).



Их можно использовать в следующих целях:

- чтобы обсудить прочитанные ранее классические антиутопии или наоборот, чтобы познакомиться с еще не прочитанными произведениями этого жанра, пробудить интерес у тех, кто еще их не читал;

- обсудить общие черты классических и современных антиутопий; каноны, по которым создаются произведения этого жанра.

Автор гида - Ксения Киктева

Этот материал был впервые опубликован в сборнике статей "Читатель в школе" вместе  с другими гидами.