Ребека Уна, «Отключай»
(издательство «Самокат», 2019).О чем?Книга о стерильном синтетическом мире, где все загружено в систему и даже люди заключены в защитные оболочки. Они общаются, путешествуют, работают в системе, от которой скоро совсем нельзя будет отключиться. Главная героиня, четырнадцатилетняя Грита, как и все вокруг, общается с семьей и друзьями преимущественно с помощью гаджетов, а ее любимые пробежки на улице все считают странностью, от которой лучше избавиться. Все начинает меняться, когда Грита знакомится с Мантасом, необычным парнем, которого нельзя найти в системе…
Тематика коротко: гаджеты, виртуальный_мир, подросток_и_система.Кто?
Автор – литовская писательница Ребека Уна. Переводчик – Александра Василькова.
Автор о своей книге: «Мысль написать о людях, превращающихся в нелюдей, появилась несколько лет назад. Я не восстаю против технологий, никоим образом, но в последнее время особенно быстро меняется наше общение между собой: форма, мысль, восприятие. Я прирожденная оптимистка, однако на будущие отношения людей смотрю печально. Только печально. Человечество постоянно совершенствуется и стремится себя улучшить, но не сознает, что золотой век отношений уже был, только его не ценили. Этот золотой век — естественность, ранимость, способностью испытывать все ощущения и эмоции. Не то плохо, что мы используем технологии, общаясь с другими людьми. Плохо то, что общаться без технологий уже не получается» (Источник: LiveLib ).
«Мы с Иной разговариваем, когда идем по улице. Вообще-то люди на улицах не болтают. Идут поодиночке или парами, но всегда с затычками в ушах, слушают музыку или шарят в блокнотах. Мама говорит, что раньше на улицах кричали и орали вовсю. Хотела бы я услышать этот уличный шум».
«Мы все еще покупаем фрукты и овощи, но уже довольно редко. Удобнее набрать пакетиков и бутылочек: на полках всякие смеси, микстуры, порошки из тех же самых фруктов и овощей. Разводишь водой, взбалтываешь и пьешь. Никакого труда. Раньше люди ели странные несимметричные куски фруктов и овощей и еще более странные продукты, содержащие слизь, такие как молоко, масло, мясо. И что еще странно: им даже в радость было торчать на кухне – в каждом доме была такая предназначенная для готовки комната».
«…Клянусь макбуками предков!» Какие вопросы можно обсудить в связи с прочитанным?
Что герои могут делать, находясь в системе, и насколько полноценно это заменяет реальность?
Для чего героям книги защитная оболочка? Что будет, если ее снять?
Что лучше: обычные продукты или готовые наборы питательных веществ, которые позволяют не тратить время на приготовление еды?
Почему бумажные книги вызывают у героев такие сложные, смешанные чувства?
Сколько же нужно человеку физической активности, чтобы хорошо себя чувствовать? Зачем герои книги крутятся в «ускорителе»?
Цитата или
фрагмент |
Отсылка к… |
«Слышу шорох книжных страниц, они начинают
валиться на голову, на руки, сыплются вокруг голеней, одна падает на блокнот.
Уничтожаю книгу кислотой <…>».
|
Р. Брэдбери «451◦ по
Фаренгейту» (книги подлежат уничтожению) |
«…наслушавшись всяких историй о том, как
люди кидались друг в друга снегом, парились в бане или делали куличики из
мокрого песка». |
Л. Лоури, «Дающий» (сохранение памяти о
тех временах, когда люди были ближе к природе, переживали множество эмоций,
когда жизнь не была стерильной и абсолютно безопасной) |
«Только если я не буду как другие –
отдалюсь от всех. Стану отшельницей. Бракованной, или как там». |
С. Ахерн, «Клеймо» (есть Заклейменные
как особая категория населения, пораженная в правах) |
«Все заменяют свои испорченные органы,
некоторые даже не ждут, пока испортятся». |
Ю. Кисиро «Боевой ангел Алита», манга
(многие герои – киборги с человеческим мозгом и искусственными органами) |
«Еще мне нравится рыться в старых книгах
и журналах, там я и нашла эти сведения насчет поцелуев». |
А. Азимов, «Конец Вечности» (главный
герой, живущий в далеком будущем, интересуется Первобытной историей, то есть XX веком, в том числе, с интересом изучает бумажные
источники). |
Их можно использовать в следующих целях:
- чтобы обсудить прочитанные ранее классические антиутопии или наоборот, чтобы познакомиться с еще не прочитанными произведениями этого жанра, пробудить интерес у тех, кто еще их не читал;
- обсудить общие черты классических и современных антиутопий; каноны, по которым создаются произведения этого жанра.
Этот материал был впервые опубликован в сборнике статей "Читатель в школе" вместе с другими гидами.