Гид по книге "Сказки о принцессе и драконе" Марии Ботевой



Мария Ботева "Сказки о принцессе и драконе" 
Издательство "Баобаб", 2021



О чем?


Принцесса Ляля находит друга по переписке, а он оказывается драконом по имени Милорд. Дракон переезжает в семью принцессы, теперь у короля Варфоломея и королевы Лили не один ребёнок, а двое. Принцесса и дракон живут обычной детской жизнью - отправляются на ярмарку и теряются по дороге, едут в гости к бабушке, которую раньше никогда не видели, утешают друг друга в трудные минуты, а в один не самый простой день вместе отправляются в школу.

В реальности этой сказки короли и королевы живут совершенно не сказочной жизнью - в доме, а не во дворце, и на завтрак у них обычные бутерброды с селёдкой и яйца всмятку, и по городу они ходят пешком, но всё же в коронах (не самых парадных). Да и дракон тут тоже не столько сказочный персонаж, сколько почти обычный родной ребёнок, которого не всегда легко понять.


Кто?


Автор – современная российская писательница Мария Алексеевна Ботева (1980 г. р.). Русский прозаик, поэт, драматург, детский писатель, журналист. Лауреат премии “Триумф”, финалист премии “ Книгуру”.

Автор книг “Мороженое в вафельных стаканчиках”, “ Ты идешь по ковру”, “Сад имени Т. С.”, “Маяк - смотри! “ и других.

Источник:




Автор о своей книге (Из личной переписки составителя гида с автором):


- «Я писала эту историю, когда жила в Риге».

- «Племянникам давала почитать, и однажды кто-то из них что-то заподозрил и спросил: Ты про нас, что ли, пишешь?»

- «…На обложке принцесса похожа на одну из племянниц».

«Про школу точно из-за племянника написала, как бы в утешение родителям, чьих детей всё время ругают, что они не такие».

- «…Каждый иногда бывает таким драконом и такой принцессой».

- «Мне вообще говорили, что и так хватает принцесс и драконов, зачем написала. Я расстроилась сначала, но мне очень было весело это писать, и я быстро перестала расстраиваться».


Что сказали?


Книга добрая, веселая, с тонким юмором. Красивые иллюстрации - на каждом развороте. Печать хорошая, бумага плотная белая, шрифт крупный, читать удобно и в руках держать приятно. Подойдет и для маленьких, и для тех, кто может читать сам. Рекомендую.



Почему стоит прочитать старшим дошкольникам?


Эта сказка – непривычная. От принцессы ждут совсем других приключений, у дракона ожидается совсем иная роль. И так здорово, что здесь всё совсем не так, как мы привыкли. Старшие дошкольники уже знакомы с законами сказочного мира, они способны оценить такую игру с канонами. Сказки для детей не обязаны быть добрыми, они могут быть мудрыми, грустными или с несчастливым концом. А сказки Марии Ботевой приносят радость и много тем для обсуждения.


Несколько цитат:



«Дорогой друг Милорд!

Конечно, держи котлеты! Очень рада! Моим родителям некогда, поэтому посылку я отправлю почтой.

Что значит «лукавый»? Мама могла бы объяснить, но ей некогда, она готовит котлеты.

Верная подруга принцесса Ляля».



«— Никто не хочет ко мне присоединиться?

— Дорогой, лучше поищи, куда ты положил кошелёк, а то снова хватишься его в последний момент.

— Да ладно тебе! — сказал король Варфоломей. — Я обожаю последние моменты.

И продолжил играть в домино».



«— Помогите! — крикнул Милорд. — Пожалуйста, помогите мне!

Со всех ног примчалась принцесса. За ней поспешила королева. Последним пришёл король.

— Кажется, я остываю, — сообщил всем дракон.

— Как это? — спросила принцесса Ляля.

— Но почему? — спросила королева Лиля.

— Да ладно! — сказал король Варфоломей. — Не может быть, у тебя же негасимый огонь».



«— Да-да, — перебил её Варфоломей, — совсем скоро вы найдёте с ним общий язык. Может быть, даже завтра.

— Ну, может быть, не так быстро, — сказала королева Лиля, — но непременно найдёте.

— Да-да, так и будет! — сказал король Варфоломей. — Не отчаивайтесь. Мы вот нашли с ним общий язык, и теперь даже сложно представить, как мы жили до его появления.

— То есть мне не надо его выгонять? Вы думаете? — спросила учительница.

— Нет! — в один голос ответили король с королевой».



Какие вопросы можно обсудить в связи с прочитанным?

Для детей:

1)Как ты думаешь, сколько лет дракону? Он старше или младше принцессы? Почему ты так считаешь?

2)Дракон начинает ходить в школу, учительница Ломанческу недовольна его поведением. Как ты думаешь, кому сложнее в этой ситуации, учительнице, дракону, или остальным ученикам? Почему? А как бы дракону было в вашем классе/группе?

3)Сложно ли быть не таким, как все? Кто из вас может сказать, что он не такой, как все? Почему?


Для взрослых:

1)У нас есть история неожиданного появления дракона в семье, она не простая, но заканчивается хорошо. Если мы попробуем приложить эту сказочную историю к реальности, то на какие события из вашей/чьей-то ещё жизни она похожа, чем и почему?

2)У нас есть история адаптации дракона к школе. На чьей вы стороне? Как король и королева решают конфликт? Какие варианты могли бы предложить вы?

3)На какие книги/фильмы похожа эта история и почему?

4)Если дракон – это символ, то что он символизирует?


Что еще?

Дополнительные материалы для работы с книгой:

https://youtu.be/UU-EEeDyjKY?feature=shared – аудиоверсия сказки


Задания для старших и подготовительных групп детского сада


1) Задание «Лист 100»: найти в тексте сто деталей, придумать сто вопросов и т.д. (разумеется, у старших детсадовцев требования ниже, например, “придумать 10 вопросов”).

2) Квест/групповая игра «Спасти дракона» – ряд заданий, привязанных к сюжету книги. Дракон потерялся, его надо найти, на каждой “станции” есть задания, тематически привязанные к тексту (найти среди множества предметов кошелёк короля, сыграть партию в домино, найти рассыпанные детали домино, исполнить песенку, которая ободрила дракона и т.д.), в конце проводится «ярмарка».

3) В истории о походе на ярмарку по очереди теряются дракон и принцесса – можно повторить правила поведения в такой ситуации (старшая группа детского сада).

4) Создание карты города/дома с садом «с высоты полёта дракона». Можно также нарисовать маршрут от дома принцессы Ляли до места проведения ярмарки (в книге перечислены улицы, по которым герои идут сначала в одну сторону, потом в другую), отметить на маршруте, где был кондитерский магазин, кафе, трамвайная остановка и т.д.

5) Изготовление из фольги и других подручных материалов медали, которую Дракон очень хотел получить за спасение принцессы.

6) «Переписка с драконом», адрес можно взять из книги, ответное письмо пишет педагог/библиотекарь. Дети отвечают на вопросы о себе, думают, какие вопросы задать, чтобы узнать что-то о другом человеке (и даже драконе).

Гид подготовлен Ларисой Романовской, прозаиком, педагогом-библиотекарем дошкольного отделения школы № 547 г. Москвы в рамках обучения в магистратуре «Детская и подростковая литература в образовании и культуре»