Мария Ботева "Сказки о принцессе и драконе"
Издательство "Баобаб", 2021
О чем?
Принцесса Ляля находит друга по переписке, а он оказывается драконом по имени Милорд. Дракон переезжает в семью принцессы, теперь у короля Варфоломея и королевы Лили не один ребёнок, а двое. Принцесса и дракон живут обычной детской жизнью - отправляются на ярмарку и теряются по дороге, едут в гости к бабушке, которую раньше никогда не видели, утешают друг друга в трудные минуты, а в один не самый простой день вместе отправляются в школу.
В реальности этой сказки короли и королевы живут совершенно не сказочной жизнью - в доме, а не во дворце, и на завтрак у них обычные бутерброды с селёдкой и яйца всмятку, и по городу они ходят пешком, но всё же в коронах (не самых парадных). Да и дракон тут тоже не столько сказочный персонаж, сколько почти обычный родной ребёнок, которого не всегда легко понять.
Кто?
Автор – современная российская писательница Мария Алексеевна Ботева (1980 г. р.). Русский прозаик, поэт, драматург, детский писатель, журналист. Лауреат премии “Триумф”, финалист премии “ Книгуру”.
Автор книг “Мороженое в вафельных стаканчиках”, “ Ты идешь по ковру”, “Сад имени Т. С.”, “Маяк - смотри! “ и других.
Источник:
Автор о своей книге (Из личной переписки составителя гида с автором):
- «Я писала эту историю, когда жила в Риге».
- «Племянникам давала почитать, и однажды кто-то из них что-то заподозрил и спросил: Ты про нас, что ли, пишешь?»
- «…На обложке принцесса похожа на одну из племянниц».
«Про школу точно из-за племянника написала, как бы в утешение родителям, чьих детей всё время ругают, что они не такие».
- «…Каждый иногда бывает таким драконом и такой принцессой».
- «Мне вообще говорили, что и так хватает принцесс и драконов, зачем написала. Я расстроилась сначала, но мне очень было весело это писать, и я быстро перестала расстраиваться».
Что сказали?
Книга добрая, веселая, с тонким юмором. Красивые иллюстрации - на каждом развороте. Печать хорошая, бумага плотная белая, шрифт крупный, читать удобно и в руках держать приятно. Подойдет и для маленьких, и для тех, кто может читать сам. Рекомендую.
Почему стоит прочитать старшим дошкольникам?
Эта сказка – непривычная. От принцессы ждут совсем других приключений, у дракона ожидается совсем иная роль. И так здорово, что здесь всё совсем не так, как мы привыкли. Старшие дошкольники уже знакомы с законами сказочного мира, они способны оценить такую игру с канонами. Сказки для детей не обязаны быть добрыми, они могут быть мудрыми, грустными или с несчастливым концом. А сказки Марии Ботевой приносят радость и много тем для обсуждения.
Несколько цитат:
«Дорогой друг Милорд!Конечно, держи котлеты! Очень рада! Моим родителям некогда, поэтому посылку я отправлю почтой.Что значит «лукавый»? Мама могла бы объяснить, но ей некогда, она готовит котлеты.Верная подруга принцесса Ляля».
«— Никто не хочет ко мне присоединиться?— Дорогой, лучше поищи, куда ты положил кошелёк, а то снова хватишься его в последний момент.— Да ладно тебе! — сказал король Варфоломей. — Я обожаю последние моменты.И продолжил играть в домино».
«— Помогите! — крикнул Милорд. — Пожалуйста, помогите мне!Со всех ног примчалась принцесса. За ней поспешила королева. Последним пришёл король.— Кажется, я остываю, — сообщил всем дракон.— Как это? — спросила принцесса Ляля.— Но почему? — спросила королева Лиля.— Да ладно! — сказал король Варфоломей. — Не может быть, у тебя же негасимый огонь».
«— Да-да, — перебил её Варфоломей, — совсем скоро вы найдёте с ним общий язык. Может быть, даже завтра.— Ну, может быть, не так быстро, — сказала королева Лиля, — но непременно найдёте.— Да-да, так и будет! — сказал король Варфоломей. — Не отчаивайтесь. Мы вот нашли с ним общий язык, и теперь даже сложно представить, как мы жили до его появления.— То есть мне не надо его выгонять? Вы думаете? — спросила учительница.— Нет! — в один голос ответили король с королевой».
Какие вопросы можно обсудить в связи с прочитанным?
Для детей:
1)Как ты думаешь, сколько лет дракону? Он старше или младше принцессы? Почему ты так считаешь?
2)Дракон начинает ходить в школу, учительница Ломанческу недовольна его поведением. Как ты думаешь, кому сложнее в этой ситуации, учительнице, дракону, или остальным ученикам? Почему? А как бы дракону было в вашем классе/группе?
3)Сложно ли быть не таким, как все? Кто из вас может сказать, что он не такой, как все? Почему?
Для взрослых:
1)У нас есть история неожиданного появления дракона в семье, она не простая, но заканчивается хорошо. Если мы попробуем приложить эту сказочную историю к реальности, то на какие события из вашей/чьей-то ещё жизни она похожа, чем и почему?
2)У нас есть история адаптации дракона к школе. На чьей вы стороне? Как король и королева решают конфликт? Какие варианты могли бы предложить вы?
3)На какие книги/фильмы похожа эта история и почему?
4)Если дракон – это символ, то что он символизирует?
Что еще?
Дополнительные материалы для работы с книгой:
https://youtu.be/UU-EEeDyjKY?feature=shared – аудиоверсия сказки
Задания для старших и подготовительных групп детского сада
1) Задание «Лист 100»: найти в тексте сто деталей, придумать сто вопросов и т.д. (разумеется, у старших детсадовцев требования ниже, например, “придумать 10 вопросов”).
2) Квест/групповая игра «Спасти дракона» – ряд заданий, привязанных к сюжету книги. Дракон потерялся, его надо найти, на каждой “станции” есть задания, тематически привязанные к тексту (найти среди множества предметов кошелёк короля, сыграть партию в домино, найти рассыпанные детали домино, исполнить песенку, которая ободрила дракона и т.д.), в конце проводится «ярмарка».
3) В истории о походе на ярмарку по очереди теряются дракон и принцесса – можно повторить правила поведения в такой ситуации (старшая группа детского сада).
4) Создание карты города/дома с садом «с высоты полёта дракона». Можно также нарисовать маршрут от дома принцессы Ляли до места проведения ярмарки (в книге перечислены улицы, по которым герои идут сначала в одну сторону, потом в другую), отметить на маршруте, где был кондитерский магазин, кафе, трамвайная остановка и т.д.
5) Изготовление из фольги и других подручных материалов медали, которую Дракон очень хотел получить за спасение принцессы.
6) «Переписка с драконом», адрес можно взять из книги, ответное письмо пишет педагог/библиотекарь. Дети отвечают на вопросы о себе, думают, какие вопросы задать, чтобы узнать что-то о другом человеке (и даже драконе).
Гид подготовлен Ларисой Романовской, прозаиком, педагогом-библиотекарем дошкольного отделения школы № 547 г. Москвы в рамках обучения в магистратуре «Детская и подростковая литература в образовании и культуре»