Что такое детство: антропологический взгляд



Детское чтение и детская литература связаны с определением детства, поэтому закономерным является вопрос: как можно описывать этот период в жизни человека. Один из вариантов предлагает антропологический подход, возникший во второй половине XX века и поставивший на повестку дня следующие вопросы: до какого возраста длится детство и как оно прекращается, какие культурные и социальные практики обращены на ребёнка, как его воспринимают взрослые, каким правилам и нормам подчинена детская жизнь. Такой подход к изучению социальных и культурных явлений пришёл из этнографии, где перед учёными стояла задача описать «чужую» культуру не в категориях своей культуры (что приводит к большим искажениям), а через описание категорий и практик, присущих этой культуре. Этнографы фиксировали ритуалы, модели поведения, представления и культурные нормы и подмечали взаимосвязи: как эти фрагменты общей картины мироустройства и повседневной жизни связаны между собой.

С 1970-х годов антропологический подход был воспринят многими гуманитарными науками (историками, социологами, филологами, психологами), которые обратились к изучению детских представлений и практик, а также норм, правил, запретов и ценностей, которые транслирует детям мир взрослых. В поле внимания таких исследований попало то, что раньше находилось на периферии научного знания: детские игры, фольклор, литература, мир детских вещей, различные формы инициации, переводящей ребёнка в мир взрослых.

Книги для знакомства с антропологическим взглядом на детство:

1. Мид, М. Культура и мир детства. Избранные произведения. Москва: Главная редакция Восточной литературы, 1988. – 428с.




Книга известного американского антрополога Маргарет Мид, признанная классикой этнографического описания детства, рассказывает о жизни детей и традициях воспитания на Самоа и в Новой Гвинее. Знакомство с культурой детства в традиционных обществах позволяет нам лучше увидеть свои скрытые установки по отношению к детству, а также помогает отследить сходства и различия в моделях поведения по отношению к детям и этапам взросления в современном и традиционном обществах.



2. Арьес, Ф. Ребёнок и семейная жизнь при Старом порядке / Пер. с франц. Я. Ю. Старцева при участии В. А. Бабинцева. Екатеринбург: Издательство Уральского университета, 1999. — 416 с.


Труд французского историка Филиппа Арьеса, давно ставший «классикой» истории детства, описывает отношение к детству от начала средних веков до конца XIX века. Арьес анализирует большой корпус исторических свидетельств и обширный иконографический материал, посвящённый детям и детству в разные эпохи. В поле внимания автора оказались два главных общественных института, участвовавших в формировании концепции детства: семья и система образования, которая постепенно вовлекала в сферу своего влияния всё большее число детей и неизбежно меняла восприятие детства.





3. Тендрякова, М.В. Антропология детства. Прошлое о современности. Москва: Образовательные проекты, 2022. – 224с.




Работа российского историка и антрополога детства М.В. Тендряковой рассказывает, как менялось отношение к изучению детства в теории воспитания, психологии, историографии и антропологии. Автор говорит о различном отношении к детству в разных культурах, эпохах и в рамках отдельных научных дисциплин.



4. Конструируя детское: филология, история, антропология / Под ред. М.Р. Балиной, В.Г. Безрогова, С.Г. Маслинской, М.В. Тендряковой, С. Шеридана. Москва; Санкт-Петербург: Нестор-История, 2011. – 552с.




В сборнике представлены работы антропологов, филологов, историков о разных аспектах детства, о ценностях и представлениях детского мира, в том числе в детской литературе XIX – XXI вв. Разнообразие тем и материалов, представленных в этих статьях, позволяет сравнить особенности антропологического подхода к детству в разных дисциплинах.

Материал подготовлен Надеждой Николаевной Загольской, Ph.D философии, историком, в рамках обучения в магистратуре «Детская и подростковая литература в образовании и культуре».