Как использовать стихи и сказки о транспорте в занятиях с детьми старшего дошкольного возраста
Мой мир — мой город
Старшие дошкольники — очень интересный народ. И жизнь у них тоже самая интересная. Они много знают, много умеют, их картина мироздания уже выстроена и теперь обрастает новыми деталями, не меняясь всей концепцией, но обогащаясь уникальными подробностями.
Самый актуальный вопрос детсадовца старшей или подготовительной группы начинается с формулировки «а вы знаете, что» и подчеркивает, что автор вопроса уже сам владеет нужными знаниями и теперь готов ими поделиться, демонстрируя при этом свое информационное превосходство. Причем иногда речь идет о локальной информации, а иногда о знаниях куда более глобальных.
«Ларисандревна, а вы знаете, что синяя машина — это не автобус, а электробус?»
«А вы знаете, что наша бабушка живет на станции «Бабушкинская?»
«А вы знаете, что я езжу в детский сад на трамвае?»
Старший детсадовец расширяет личное пространство, осваивая при этом общественное, независимо от того, живёт он в мегаполисе или в посёлке городского типа. Более подробно об этом говорили участники вебинара ШОУ (Школы образовательной урбанистики) «Вот это твоя улица? Дошкольники осваивают город», прошедшего 23 ноября 2023 года в лаборатории социокультурных образовательных практик НИИ УГО МГПУ.
У шестилетки ответ на вопрос «где ты живёшь?» выражается не только направлением в сторону дома (как бывает у малышей, чей мир в большинстве своём ограничен родным кварталом и всеми его детскими площадками). Даже сам адрес включает теперь не только номер квартиры и номер этажа, но и куда более значимые элементы городской инфраструктуры, адрес привязывается к станции метро и номеру автобуса, к локальному ориентиру. «Там, где магазин «Посуда», возле дома номер три», как в стихотворении Романа Сефа «Чудо».
Пространственные координаты в голове шестилетки закрепляются, зачастую соединяясь с конкретным маршрутом из пункта А в пункт Б.
Бытовая ситуация «Едем к бабушке» включает в себя весь алгоритм: на чем едем (на машине, на метро) и по какому адресу (улица, номер дома, подъезда, этажа, квартиры и даже код домофона!).
Более сложный вариант дальнего маршрута-путешествия учитывает дополнительную информацию (отправляемся на такси в аэропорт, что там делаем, что делаем в самолете, куда и как потом едем и тд). Но по сути ситуация вписывается в ту же схему, разбиваясь на отдельные элементы, которые ребенок узнает и пробует отчасти контролировать (самому вызвать лифт, спросить, взяла ли мама чемодан, рассказать соседу по самолетному креслу, что всем надо обязательно пристегнуться).
Закрепить эти знания, придумать новые сюжетно-ролевые игры и подготовить ребенка к локальному или дальнему перемещению в пространстве можно с помощью литературных текстов, герои которых пользуются разными видами общественного транспорта.
«Почему бегут заборы?»
Городское и пригородное путешествие — самое привычное для старшего дошкольника. Подробно о нем пишет М.В. Осорина в книге «Секретный мир детей в пространстве мира взрослых», в главе про общественный транспорт. Один из видов такого транспорта — электричка, о поездке в которой можно прочитать в одноименном стихотворении Виктора Чижикова.
«Очень любим мы с сестричкой
Ездить в гости электричкой.
Без конца нас удивляет,
Как деревья, наклонившись,
Нам навстречу пробегают.<...>
Почему же едут горы?
Почему бегут заборы?
Почему дома мелькают?
Удивляет, удивляет»
Текст Чижикова — о движении куда более скоростном, чем у пешехода или велосипедиста, о деталях и ракурсах, о новых объектах для разглядывания, и о дороге, которая иногда становится символом всего жизненного пути. Не исключено, что именно в таком путешествии ребенок начинает проникаться этой идеей, ведь героини Чижикова думают про «других девчонок», которые поедут по тому же самому маршруту после них. Что это, как не символ смены поколений?
Первая публикация стихотворения Чижикова состоялась в журнале «Весёлые картинки» в сентябре 1988 года, те самые «сестрички» и их ровесницы уже давно не девчонки, а мамы, но вспомнить детство они смогут, поехав по тому же самому маршруту. И это — один из многочисленных выводов, который может возникнуть во время обсуждения стиховорения.
Интересно рассматривать вместе с детьми тексты, где существует не просто перемещение в пространстве относительно отправной точки, но прибытие в пункт назначения. Очень удачно с этой точки зрения выглядит поездка на трамвае, описанная в стихотворении Юлии Симбирской:
Чем трамвай знаменит?
Тем, что весело звенит.
И на всю весну звеня,
В детский сад везёт меня.
Тут есть тот самый «пункт Б» из ежедневного маршрутного листа нашего дошкольника. А после прочтения стихотворения можно развернуть групповую дискуссию о том, кто как добирается в детский сад (на трамвае, на самокате, на такси, пешком) и сколько времени занимает такая дорога. Особенно интересно обсуждать маршрут литературного героя с детьми, живущими в новом микрорайоне, где очень ограничены виды общественного транспорта.
«Однажды... сто полётов назад»
Летим на самолёте
Отличная книжка для подготовки к авиаперелёту — «Самолётный кот» Марины Тараненко. Эпизоды этой сказочной повести выстраиваются сообразно порядку действий, в которых обычно участвуют авиапассажиры. Ребёнок по мере ознакомления с текстом сам выстраивает алгоритм «пассажирского поведения», ориентируясь на информацию в книге: сесть, пристегнуться, перевести телефоны в режим полёта, дождаться взлёта, раздачи напитков и обеда, подремать, приготовиться к посадке, спуститься по трапу, забрать багаж.
На протяжении всего повествования реальные факты сплетаются с художественным вымыслом по очень удобной схеме: сперва ребёнок получает информацию о том, что на самом деле делает стюардесса (проверяет, пристегнуты ли пассажиры) или бортмеханик (следит за исправностью приборов). А потом вводится сюжетообразующий сказочный элемент. Например, стюардесса просит перевести телефоны «в режим полёта» и они превращаются в птиц и начинают летать по салону.
«Я теперь уже не Петька, я теперь автомобиль»
Игра в транспорт
Иногда катализатором для такой сюжетно-ролевой игры становится литературный текст, герои которого играют «в трамвай», «в автомобиль», либо перевоплощаясь в транспортное средство, либо имитируя поездку и все её ритуалы.
Познакомившись с такой книжкой, ребенок своими дальнейшими действиями демонстрирует ответ на вопрос «чему я могу научиться у героев этой книги?». Тому, что «педали рояля» могут стать педалями газа и тормоза, а превратиться в самолет можно вообще без специальных игрушечных наборов.
Такой алгоритм отлично описан в текстах тридцатых годов прошлого века, в эпоху мощной советской индустриализации, тотального преображения городского пространства и в эпоху детей, которые это преображение проживают в дворовых и комнатных играх. Некоторого разъяснения современному маленькому читателю требуют бытовые и технические реалии той поры. Л. Пантелеев написал стихотворение «Весёлый трамвай» в 1939 году.
«— Товарищ кондуктор,
Я еду по делу,
По срочному делу
В Верховный Совет.
Возьмите монету
И дайте за это
Мне самый хороший
Трамвайный
Билет.
Я дам вам бумажку,
И вы мне — бумажку,
Я дёрну тесёмку,
Скажу:
— Поезжай!..
Вожатый педали
Нажмёт у рояля...»
Ровесники этих героев, персонажи стихов Даниила Хармса мальчики Васька и Мишка превращаются в почтовый пароход и советский самолёт соответственно, а это уже даёт повод к обсуждению исторических реалий, в том числе — работы почтовых отделений.
«Я запрещаю тебе превращаться в грузовики!»
Иным образом эту же творческую задачу решает Сергей Седов в своем цикле сказок про мальчика Лёшу, который умеет превращаться во всё-всё-всё. Лёша, например, становится самолётом, чтобы порадовать друга, который завидует его сверхспособностям.
«— Не плачь!... Вот кем бы ты хотел стать?
— Летчиком! — отвечает друг.
— Пожалуйста, — Леша кивнул и превратился в настоящий самолет — залезай и лети!»
В другой истории Лёша становится поездом, чтобы довезти пассажиров, но потом вспоминает, что мама ждет его домой к обеду, и срочно едет обратно.
Как показывает моя библиотечная практика, у старших детсадовцев самой большой популярностью пользуется история «про машину». Лёша превращается в грузовик, чтобы помочь маме донести до дома «два торта, три арбуза и четыре дыни» и прочие покупки, для транспортировки которых «у мамы рук не хватает, а Леша еще маленький». Маму штрафуют, потому что Лёша едет на красный свет, и затем она принимает мудрое решение. «Я запрещаю тебе превращаться в грузовики и другие автомобили настоящие, пока не выучишь правила дорожного движения!». После этого в девяти случаях из десяти дети, знающие основы ПДД, тянули руку, чтобы объяснить, что Лёша сделал не так и как надо было правильно.
Очень интересные разговоры и игры-перевоплощения получаются при обсуждении прозаических текстов, герои которых — антропоморфные разумные машинки. Я использовала на занятиях серии авторских сказок Анастасии Орловой про Грузовик и Прицеп и дилогию Зули Стадник «Детский сад на колёсах».
«А ты поедешь куда-нибудь? Такси вызывай и в путь!»
Еще одна новинка нашего библиотечно-транспортного отдела — «Собачье такси» Марины Тараненко, сказка в стихах, герои которой сперва знакомятся с самыми разными породами собак (это водители такси), а потом принимают участие в настоящей погоне за котом.
Динамичное повествование не просто вписывается в современную городскую инфраструктуру. Герои вовсю используют новые электронные технологии, которые современный ребёнок воспринимает, как нечто само собой разумеющееся, годящееся для решения насущных проблем. Так, при обсуждении «Честного слова» Л.Пантелееева подготовишки удивлялись, почему мальчик не позвонил маме и не предупредил, что задерживается на посту.
В «Собачьем такси» много примет современности. Например, шофёр-лайка предлагает пассажирам оценить ее работу в мобильном приложении.
«Надо открыть приложение
И поставить мне лайк.
Вот здесь, и вон там, и ещё, посмотри,
Всего приложений сто тридцать три.
Почему это я нахалка?
Вот люди! Им лайков жалко!
Всё, я передумала ехать»
Впрочем, в этом же тексте тоже упоминается куда более важный и никогда не теряющий актуальности элемент — правила дорожного движения
Бип-бип!
<...>
Стоп! Замигал светофор.
Надо чуть-чуть постоять.
Надо чуть-чуть подождать.
Правила очень важны, даже во время погони!
Материал подготовлен Ларисой Романовской, прозаиком, педагогом-библиотекарем дошкольного отделения школы № 547 г. Москвы в рамках обучения в магистратуре «Детская и подростковая литература в образовании и культуре».