Образ героя-рассказчика в повестях для подростков


 В представляемой подборке рассмотрены 5 произведений, в которых повествование ведется от первого лица, что дает читателю возможность узнать о внутренней жизни героя, увидеть события в мире его глазами, проследить за теми изменениями, что происходят во внешнем и внутреннем мире повествователя.

     Представленные в подборке книги будут интересны подросткам 12-16 лет.

     Подборка подготовлена Юлией Бушиной в рамках обучения в магистратуре «Детская и подростковая литература в образовании и культуре».

  

Алексин А. Запомни его лицо... / А.Алексин // Роман-газета. 1986. № 6. 80 с.

     Первым произведением, на которое мы обратим внимание, станет повесть Анатолия Георгиевича Алексина «Запомни его лицо» (1986 г.) История Саши Гончарова, от лица которого ведется повествование, во многом автобиографична и повторяет эпизоды из жизни самого Анатолия Алексина, эвакуированного вместе с мамой во время войны на Урал, где и будущий писатель, и его герой будут заканчивать школу и одновременно работать в местной газете.  

   Повесть открывается размышлениями Саши Гончарова о любви. Саша -  семиклассник, его стихотворение об этом чувстве впервые напечатано в газете, именно в начальных строчках и начинает звучать «первое лицо» повествователя, знакомящего читателя с героями и событиями, которые подхватили судьбы людей и закрутили в вихре исторических перемен, пришедших с  Великой Отечественной войной. 

Повествователь-подросток рассказывает о людях, повлиявших на становление его личности, о событиях, изменивших судьбы многих людей. Читатель видит все происходящее  глазами Саши, взрослеющего не потому, что прожит длительный временной отрезок, а потому, что война, смерть, эвакуация влияют на мировоззрение подростка и заставляют его действовать по новым правилам, в основе которых остаются ответственность за близких и дорогих людей, честность по отношению к делу, которое тебе доверили, умение сохранить внутреннюю выдержку тогда, когда, кажется, что сил на это совсем нет. В повести нет высоких поучительных слов, потому что герой-подросток честен перед самим собой, он не произносит «высоких» речей, которые должны воспитывать в подрастающем читателе чувство ответственности перед родителями, сослуживцами, страной, есть примеры поступков взрослых людей, есть немногословные фразы, которые и оставляют след в сознании героя, пятнадцатилетнего подростка, и читателя, обращающегося к книге А.Г. Алексина.

 

Громова О. Сахарный ребёнок: история девочки из прошлого века, рассказанная Стеллой Нудольской  / О. Громова; ил. М. Пастернак. М.: КомпасГид, 2014.   


Повесть Ольги Громовой «Сахарный ребенок» (2014 г.)
документально-художественная книга, написанная для детей, о нелёгких временах 1930–1940-х годов, когда жертвами сталинских репрессий могли стать и маленькие дети, а Великая Отечественная война не обошла никого даже в тылу. В основу произведения легли воспоминания соседки и старшей подруги Ольги Громовой – Стеллы Нудольской, чье детство пришлось на конец тридцатых – начало сороковых годов прошлого века. 

   В центре повествования – история девочки и ее мамы, оказавшихся изгнанными из привычной уютной жизни вследствие того, что глава семьи – «враг народа». В одночасье рушится уютный мир семьи: больше нет отца и мужа, книг, игрушек, квартиры. Есть поезд, который увозит девочку и ее маму в неизвестный страшный мир, где будет колючая проволока, скатерть-клеенка-сверток, которая будет служить залогом сохранения тепла для мамы и маленькой Эли в бараке, когда надо будет укладываться спать в вырытую яму.  Эля пока многого не знает, но понимает, кто враг для них с мамой, а кто – если не друг, то защитник.  Обо всём этом будет рассказано от «первого лица»: герой-повествователь девочка. Повествуя о событиях собственной жизни, Эля не дает себе возможности показаться слабой, беззащитной перед теми, кто направляет на нее автомат. В повествовании нет излишней эмоциональности, слезливости,  сдержанность героини чувствуется во всем, например, в том, как она передает динамику происходящего: «Спасибо, но мне сейчас некогда есть, – я старалась говорить очень вежливо, чтобы меня не прогнали. – Там в поле у скирды лежит мама. Вы не бойтесь, она живая, только она очень больна, она вся горячая, и очень кашляет, и никак не просыпается. Но она дышит, она живая. Ей нельзя там одной лежать. Там ветер и холодно. Я её закрыла своим лыжным костюмом, а он очень маленький. Вы не бойтесь, мы не разбойники».

       В жизни этих двух удивительных героинь будет еще немало событий, которые покажут и силу их характеров, и умение преодолевать трудности жизни, в этих испытаниях они не перестанут слышать друг друга, учиться смелости и стойкости, оптимизму и трудолюбию: маленькая – у взрослой, взрослая – у маленькой.


Романовская Л.А. Удалить эту запись?/ Л.А. Романовская. М: Самокат, 2019. 254 с.   


Повесть Ларисы Романовской «Удалить эту запись?», написанная в 2016 году и напечатанная издательством «Самокат» в 2017 году, по праву заслужила восторженные отклики читателей
.

     Идея оформления дневниковых записей девочкой-подростком в виде блога с хэштегом «Сто дней до счастья» вводит читателя в мир переживаний взрослеющего человека и охватывает временной отрезок от августа перед началом 9 класса по июнь, когда приходит пора экзаменов и принятия решения о  будущем.

   Каждый раз, оставаясь наедине с записанными впечатлениями, Вера, перечитав записи, задает вопрос: «Удалить эту запись?» и принимает или отвергает предложенное решение. Так постепенно перед читателем возникает пространственно-временной мир подростка с его сложностями, радостями, мир, где есть место любви, дружбе, ненависти, взаимопониманию и охлаждению чувств.

     Пространство произведения то ограничено квартирой, садиком около дома, где девочка гуляет с любимой собачкой Марсиком, то расширяется до школы, а потом и поездок на метро через всю Москву, когда Вера путешествует на занятия к репетитору по английскому языку. Для девочки эти путешествия – возможность наблюдения за людьми, сопоставления себя с теми, кто значительно старше. С присущей Вере иронией она отмечает для себя, что ей не страшно стать когда-нибудь старой, ее пугает другое: «Мне страшно, если я буду хмурой мрачной старухой. И у меня ничего не будет в жизни, только, например, электронная читалка. И резиновые сапоги. Но они будут тоже дурацкие и яркие. Как я».

     Форма дневниковых записей лишает читателя возможности увидеть портрет Веры, но о себе она говорит «чудище», «лох-нессик», «лохушка» –  этот прием самоиронии помогает читателю сконцентрироваться на психологических особенностях героини. А через детали гардероба читатель может представить современную девочку-подростка, любящую яркие детали удобной одежды (куртку, сапоги, кеды, джинсы), остающуюся в душе принцессой: Вера мечтает о шуршащей юбке, которую наденет на выпускной, о туфлях на каблуках. И это все у нее есть и будет, потому что рядом есть человек, который любит Веру со всеми ее протестами, подростковым максимализмом – это мама, которую Вера называем «мой мам». «Мой мам» лучше знает, что надо сделать, чтобы подтолкнуть дочь к самоопределению в решении с 10 классом, как разрешить трудные ситуации в жизни подростка, который оказывается бессилен перед возникающими проблемами. Именно благодаря маме, участвующей в жизни дочери, Вера проходит трудный путь взросления. Возникающие разногласия не отводят Веру и Элю, так зовут маму, друг от друга надолго: в их отношении друг к другу – ирония, доброта, уважение, забота.

 

Дашевская Н.  Ирка: скетчбук  / Н. Дашевская. М.: Самокат, 2020. 176 с.   


Повесть Нины Дашевской «Ирка: скетчбук» открывается наблюдением девочки за тем, что происходит с цветом неба в утренние часы. Это мгновение, которое героиня хочет уловить, присвоить себе, сделать своим. А что у нее есть своего? Ирка сама об этом рассказывает не торопясь, постепенно знакомя читателя со своей семьей, с увлечениями, со школьными буднями, где сама девочка – «прочерк», «пустое место». Героиня – тонкий наблюдатель, ей дано видеть то, что не каждый может разглядеть в обыденном: красоту геометрических линий мостов, которые девочка рисует, путешествуя от одного к другому.  Героине понятны характеры людей, но и дома, и в школе она бесконечно одинока, хотя  есть семья, обычная, как у всех (мама, папа, брат), одноклассники. Нет, девочка не изгой, она не человек-конфликт, просто так сложилось. Она живет в комнате с родным братом и отгорожена  от его жизни стеллажом с книгами. Кажется, достань книгу – и в образовавшееся окно попадешь к брату, но его мир разделен с личным пространством девочки не только стеллажом, Костя закрыт наушниками, ноутбуком, позой, молчанием. Ирка понимает, что ей не войти в его жизнь, хотя она искренне любит брата, интересуется его жизнью, но остается в своем уголке одна. Одна со своими мыслями, рисунками, изображающими мосты, сквозь которые
постепенно начинают проступать портреты людей. Наверное, это и становится поворотным моментом в жизни Ирки, которая незаметно для себя начинает участвовать в жизни тех, кто ее окружает, влиять на ход своей и чужой судьбы. В этой новой жизни Ирка уже не будет одинокой.


Дашевская Н. Тимофей: блокнот / Н. Дашевская.  М.: Самокат, 2020. 176 с.

     Герой повести Н. Дашевской «Тимофей: блокнот» кажется самому себе заурядной личностью. Вот рядом с ним спортсмены, технично отбивающие воланчики противников в игре в бадминтон, одноклассницы- красавицы, Андрей, который вроде не скажет ничего особенного, но «весь класс под партами хихикает».

     А Тимофей? Что он из себя представляет? «Я странный человек», – написал Тимофей в блокноте. Эта самохарактеристика не понравилась мальчику. Он добавил, зачеркнув предыдущую запись: «Я неинтересный человек». Что надо сделать, чтобы стать интересным? Играть в бадминтон «как терминатор»? Уметь шутить искрометно, остроумно, чтобы быть всеми замечаемым? Читать артистично стихи? А зачем надо, чтобы тебя заметили? Все очень просто: Тимофею очень одиноко. Есть сестра, брат, родители, одноклассники, «товарищи» в спортивной секции, но друга, который понимал бы с полуслова, принимал твою обыкновенность – такого друга у Тимофея нет.

      Но зато мальчик приобрёл блокнот, в котором неожиданно рождается история про человека, живущего в одиноком домике в пустынной местности. История сочиняется постепенно, метафорически отражая мысли и чувства Тимофея. А еще он, Тимофей, умеет придумывать сказки для младшего брата Захара: про мягкого солдата с храбрым сердцем, которого даже в воображении Тимофей не посмел подвергнуть разрезанию ножницами фантазия и добрая душа мальчика подсказали, что друзья должны прийти на помощь бумажному солдату. В вымышленных сюжетах находился друг, который летел на выручку, на край земли, в пропасть, но спасал погибающего товарища. А у Тимофея... у Тимофея не было такого друга.

История об одиноком человеке постепенно обрастает подробностями, как и в жизни мальчика, появляются обстоятельства, в которых надо проявить характер. При этом Тимофей не считает себя героем, совершающим нечто удивительное, просто то, что он делает, больше некому сделать: «Некому, я один, один». Но оказывается, что, чтобы не быть одному, как раз и надо что-то сделать! Герой истории, которую сочинял Тимофей, решил, что «ничего не изменится», если он не изменит что-нибудь сам, но ведь это решение было подсказано герою автором самим Тимофеем. И он, глядя на своего героя, тоже решил: «Но если я ничего не изменю сам, то ничего не произойдет»,  – и  в жизни Тимофея начинают происходить события, которые подсказывают, что мальчик не будет больше одинок, а воображаемый и такой желанный друг обязательно появится рядом!