В представляемой подборке рассмотрены 5
произведений, в которых повествование ведется от первого лица, что дает
читателю возможность узнать о внутренней жизни героя, увидеть события в мире его
глазами, проследить за теми изменениями, что происходят во внешнем и внутреннем
мире повествователя.
Представленные в подборке книги будут
интересны подросткам 12-16 лет.
Подборка подготовлена Юлией
Бушиной в рамках обучения в магистратуре «Детская
и подростковая литература в образовании и культуре».
Алексин А. Запомни его лицо... / А.Алексин // Роман-газета. – 1986. – № 6. – 80 с.
Первым произведением, на которое мы обратим внимание, станет повесть Анатолия Георгиевича Алексина «Запомни его лицо» (1986 г.) История Саши Гончарова, от лица которого ведется повествование, во многом автобиографична и повторяет эпизоды из жизни самого Анатолия Алексина, эвакуированного вместе с мамой во время войны на Урал, где и будущий писатель, и его герой будут заканчивать школу и одновременно работать в местной газете.
Повесть открывается размышлениями Саши
Гончарова о любви. Саша - семиклассник,
его стихотворение об этом чувстве впервые напечатано в газете, именно в
начальных строчках и начинает звучать «первое лицо» повествователя, знакомящего
читателя с героями и событиями, которые подхватили судьбы людей и закрутили в
вихре исторических перемен, пришедших с
Великой Отечественной войной.
Повествователь-подросток рассказывает о людях, повлиявших на становление его личности, о событиях, изменивших судьбы многих людей. Читатель видит все происходящее глазами Саши, взрослеющего не потому, что прожит длительный временной отрезок, а потому, что война, смерть, эвакуация влияют на мировоззрение подростка и заставляют его действовать по новым правилам, в основе которых остаются ответственность за близких и дорогих людей, честность по отношению к делу, которое тебе доверили, умение сохранить внутреннюю выдержку тогда, когда, кажется, что сил на это совсем нет. В повести нет высоких поучительных слов, потому что герой-подросток честен перед самим собой, он не произносит «высоких» речей, которые должны воспитывать в подрастающем читателе чувство ответственности перед родителями, сослуживцами, страной, есть примеры поступков взрослых людей, есть немногословные фразы, которые и оставляют след в сознании героя, пятнадцатилетнего подростка, и читателя, обращающегося к книге А.Г. Алексина.
Громова О. Сахарный ребёнок: история девочки из прошлого века, рассказанная Стеллой Нудольской / О. Громова; ил. М. Пастернак. – М.: КомпасГид, 2014.
Повесть Ольги Громовой «Сахарный ребенок» (2014 г.) – документально-художественная книга, написанная для детей, о нелёгких временах 1930–1940-х годов, когда жертвами сталинских репрессий могли стать и маленькие дети, а Великая Отечественная война не обошла никого даже в тылу. В основу произведения легли воспоминания соседки и старшей подруги Ольги Громовой – Стеллы Нудольской, чье детство пришлось на конец тридцатых – начало сороковых годов прошлого века.
В центре повествования – история девочки и
ее мамы, оказавшихся изгнанными из привычной уютной жизни вследствие того, что
глава семьи – «враг народа». В одночасье рушится уютный мир семьи: больше нет
отца и мужа, книг, игрушек, квартиры. Есть поезд, который увозит девочку и ее
маму в неизвестный страшный мир, где будет колючая проволока,
скатерть-клеенка-сверток, которая будет служить залогом сохранения тепла для мамы
и маленькой Эли в бараке, когда надо будет укладываться спать в вырытую
яму. Эля пока многого не знает, но
понимает, кто враг для них с мамой, а кто – если не друг, то защитник. Обо всём этом будет рассказано от «первого
лица»: герой-повествователь девочка. Повествуя о событиях собственной жизни,
Эля не дает себе возможности показаться слабой, беззащитной перед теми, кто
направляет на нее автомат. В повествовании нет излишней эмоциональности,
слезливости, сдержанность героини
чувствуется во всем, например, в том, как она передает динамику происходящего:
«Спасибо, но мне сейчас некогда есть, – я старалась говорить очень вежливо,
чтобы меня не прогнали. – Там в поле у скирды лежит мама. Вы не бойтесь, она
живая, только она очень больна, она вся горячая, и очень кашляет, и никак не
просыпается. Но она дышит, она живая. Ей нельзя там одной лежать. Там ветер и
холодно. Я её закрыла своим лыжным костюмом, а он очень маленький. Вы не
бойтесь, мы не разбойники».
В жизни этих двух удивительных героинь будет
еще немало событий, которые покажут и силу их характеров, и умение преодолевать
трудности жизни, в этих испытаниях они не перестанут слышать друг друга,
учиться смелости и стойкости, оптимизму и трудолюбию: маленькая – у взрослой,
взрослая – у маленькой.
Романовская Л.А. Удалить эту запись?/ Л.А. Романовская. – М: Самокат, 2019. – 254 с.
Повесть Ларисы Романовской «Удалить эту запись?», написанная в 2016 году и напечатанная издательством «Самокат» в 2017 году, по праву заслужила восторженные отклики читателей.
Идея оформления
дневниковых записей девочкой-подростком в виде блога с хэштегом «Сто дней до
счастья» вводит читателя в мир переживаний взрослеющего человека и охватывает
временной отрезок от августа перед началом 9 класса по июнь, когда приходит
пора экзаменов и принятия решения о
будущем.
Каждый раз, оставаясь наедине с записанными
впечатлениями, Вера, перечитав записи, задает вопрос: «Удалить эту запись?» – и принимает или
отвергает предложенное решение. Так постепенно перед читателем возникает
пространственно-временной мир подростка с его сложностями, радостями, мир, где
есть место любви, дружбе, ненависти, взаимопониманию и охлаждению чувств.
Пространство произведения то ограничено
квартирой, садиком около дома, где девочка гуляет с любимой собачкой Марсиком,
то расширяется до школы, а потом и поездок на метро через всю Москву, когда
Вера путешествует на занятия к репетитору по английскому языку. Для девочки эти
путешествия – возможность наблюдения за людьми, сопоставления себя с теми, кто
значительно старше. С присущей Вере иронией она отмечает для себя, что ей не
страшно стать когда-нибудь старой, ее пугает другое: «Мне страшно, если я буду
хмурой мрачной старухой. И у меня ничего не будет в жизни, только, например,
электронная читалка. И резиновые сапоги. Но они будут тоже дурацкие и яркие.
Как я».
Форма дневниковых записей лишает читателя
возможности увидеть портрет Веры, но о себе она говорит «чудище», «лох-нессик»,
«лохушка» – этот прием самоиронии
помогает читателю сконцентрироваться на психологических особенностях героини. А
через детали гардероба читатель может представить современную
девочку-подростка, любящую яркие детали удобной одежды (куртку, сапоги, кеды,
джинсы), остающуюся в душе принцессой: Вера мечтает о шуршащей юбке, которую
наденет на выпускной, о туфлях на каблуках. И это все у нее есть и будет,
потому что рядом есть человек, который любит Веру со всеми ее протестами,
подростковым максимализмом – это мама, которую Вера называем «мой мам». «Мой
мам» лучше знает, что надо сделать, чтобы подтолкнуть дочь к самоопределению в
решении с 10 классом, как разрешить трудные ситуации в жизни подростка, который
оказывается бессилен перед возникающими проблемами. Именно благодаря маме,
участвующей в жизни дочери, Вера проходит трудный путь взросления. Возникающие
разногласия не отводят Веру и Элю, так зовут маму, друг от друга надолго: в их
отношении друг к другу – ирония, доброта, уважение, забота.
Дашевская Н. Ирка: скетчбук / Н. Дашевская. – М.: Самокат, 2020. – 176 с.
Повесть Нины Дашевской «Ирка: скетчбук» открывается наблюдением девочки за тем, что происходит с цветом неба в утренние часы. Это мгновение, которое героиня хочет уловить, присвоить себе, сделать своим. А что у нее есть своего? Ирка сама об этом рассказывает не торопясь, постепенно знакомя читателя со своей семьей, с увлечениями, со школьными буднями, где сама девочка – «прочерк», «пустое место». Героиня – тонкий наблюдатель, ей дано видеть то, что не каждый может разглядеть в обыденном: красоту геометрических линий мостов, которые девочка рисует, путешествуя от одного к другому. Героине понятны характеры людей, но и дома, и в школе она бесконечно одинока, хотя есть семья, обычная, как у всех (мама, папа, брат), одноклассники. Нет, девочка не изгой, она не человек-конфликт, просто так сложилось. Она живет в комнате с родным братом и отгорожена от его жизни стеллажом с книгами. Кажется, достань книгу – и в образовавшееся окно попадешь к брату, но его мир разделен с личным пространством девочки не только стеллажом, Костя закрыт наушниками, ноутбуком, позой, молчанием. Ирка понимает, что ей не войти в его жизнь, хотя она искренне любит брата, интересуется его жизнью, но остается в своем уголке одна. Одна со своими мыслями, рисунками, изображающими мосты, сквозь которые постепенно начинают проступать портреты людей. Наверное, это и становится поворотным моментом в жизни Ирки, которая незаметно для себя начинает участвовать в жизни тех, кто ее окружает, влиять на ход своей и чужой судьбы. В этой новой жизни Ирка уже не будет одинокой.
Дашевская Н. Тимофей: блокнот / Н. Дашевская. – М.: Самокат, 2020. – 176 с.
Герой повести Н. Дашевской «Тимофей: блокнот»
кажется самому себе заурядной личностью. Вот рядом с ним спортсмены, технично
отбивающие воланчики противников в игре в бадминтон, одноклассницы- красавицы,
Андрей, который вроде не скажет ничего особенного, но «весь класс под партами
хихикает».
А Тимофей? Что он из себя представляет? «Я
странный человек», – написал Тимофей в блокноте. Эта самохарактеристика не
понравилась мальчику. Он добавил, зачеркнув предыдущую запись: «Я неинтересный
человек». Что надо сделать, чтобы стать интересным? Играть в бадминтон «как
терминатор»? Уметь шутить искрометно, остроумно, чтобы быть всеми замечаемым?
Читать артистично стихи? А зачем надо, чтобы тебя заметили? Все очень просто:
Тимофею очень одиноко. Есть сестра, брат, родители, одноклассники, «товарищи» в
спортивной секции, но друга, который понимал бы с полуслова, принимал твою
обыкновенность – такого друга у Тимофея нет.
Но зато мальчик приобрёл блокнот, в
котором неожиданно рождается история про человека, живущего в одиноком домике в
пустынной местности. История сочиняется постепенно, метафорически отражая мысли
и чувства Тимофея. А еще он, Тимофей, умеет придумывать сказки для младшего
брата Захара: про мягкого солдата с храбрым сердцем, которого даже в
воображении Тимофей не посмел подвергнуть разрезанию ножницами – фантазия и добрая душа
мальчика подсказали, что друзья должны прийти на помощь бумажному солдату. В
вымышленных сюжетах находился друг, который летел на выручку, на край земли, в
пропасть, но спасал погибающего товарища. А у Тимофея... у Тимофея не было
такого друга.
История об одиноком человеке постепенно
обрастает подробностями, как и в жизни мальчика, появляются обстоятельства, в
которых надо проявить характер. При этом Тимофей не считает себя героем,
совершающим нечто удивительное, просто то, что он делает, больше некому
сделать: «Некому, я один, один». Но оказывается, что, чтобы не быть одному, как
раз и надо что-то сделать! Герой истории, которую сочинял Тимофей, решил, что «ничего
не изменится», если он не изменит что-нибудь сам, но ведь это решение было
подсказано герою автором – самим Тимофеем. И он, глядя на своего героя, тоже решил: «Но если
я ничего не изменю сам, то ничего не произойдет», – и в
жизни Тимофея начинают происходить события, которые подсказывают, что мальчик
не будет больше одинок, а воображаемый и такой желанный друг обязательно
появится рядом!