Анисимова, А.П. Гутя : повесть [для среднего школьного возраста] / Анна Анисимова; иллюстрации Марии Власенко. — М.: Волчок, 2021. — 96 с.: ил. — (Вот я)
О чем?
Гутя — Августа родилась в августе. Своё имя девочке не нравится, она считает его старушечьим, а вот День рождения — её любимый праздник, потому что только в этот день голос мамы перестаёт быть “ржавым”, в их отношениях снова появляется нежность, безусловное принятие и улыбки. Но праздник заканчивается, начинаются “будни-нудни”, полные обязательств: отличные оценки, ровная спина, приветливость, идеально чистая посуда, чтобы не разочаровать маму.
Раскрашивает повседневность Гути подруга Даша — воздушная, весёлая, творческая. Различия девочек способствуют их сближению, а дружба выводит Гутю за привычные границы. Её мир расширяется: появляются новые люди, новые места, непривычные действия. Но в один момент всё рушится: Дашка умирает от аутоимунного заболевания — красной волчанки.
Гуте предстоит через переживание утраты и взаимодействие с другими людьми осмыслить напутствие, данное подругой: “Даже если ты не знаешь, кто ты, не стоит говорить, что ты никто. Может быть, ты - чай с мятой, который не успел завариться”, — а также, открывшись маме, освободиться от своей неуверенности и страхов.
Тематика коротко: дружба, смерть друга, поиск себя, отношения подростка и родителей.
Кто?
Анна Анисимова, автор сказок, рассказов и повестей для детей и подростков. Родилась 26 августа 1983 году в посёлке Кропоткин Иркутской области. В 2005-м окончила факультет журналистики Новосибирского государственного университета. По ее словам, никогда не переставала читать детские книги, а в университетские годы, благодаря преподавателю и сказочнице Елене Климовой, создавала вместе с подругой детскую страничку "Тормашки" в местной газете «Советская Сибирь».
В 2013 году у Анны вышла первая книга «Невидимый слон», которая была тепло принята как широким кругом читателей, так и профессиональной аудиторией. Повесть “Гутя” — первое произведение автора для подростков. В 2019 году она вошла в длинный список Всероссийского конкурса на лучшее литературное произведение для детей и юношества «Книгуру», стала дипломантом Международной детской литературной премии имени В. П. Крапивина.
Автор о своей книге:
“Для меня она о многом сразу: о поиске себя; о значимости в твоей жизни человека, который позволит тебе увидеть себя иначе, который повернет тебя к чему-то созидательному, туда, где ты почувствуешь себя человеком более сильным; а еще о внутреннем раскрепощении; о свободе; об отсутствии страха; о том, что ты можешь не сомневаться в себе”.
“Такой друг, как Дашка, у меня был. В этом смысле история не придумана. У меня была университетская компания друзей, и среди нас был такой человек-праздник, моя подруга, которая, к сожалению, ушла из жизни после болезни. Для меня это стало огромной потерей. Она сильно на меня повлияла и была одной из причин возникновения «Гути». Но были и другие. Например, я несколько лет была больничным волонтером в петербургском благотворительном фонде «АдВита», который помогает детям с онкозаболеваниями. И видела в больницах детей, которые умели ярко жить несмотря на болезнь. Но однажды я пришла в больницу и узнала о смерти мальчика. Это было со мной в первый раз. И это было так неожиданно, потому что он тоже был как праздник, и его семья всегда была как праздник — такая поддерживающая, яркая, дружелюбная. Я была потрясена этой новостью, и именно после нее стала складываться книга «Гутя»”.
“Когда я работаю над художественным текстом, у меня обычно есть художественная задача, которую я пытаюсь решить. И в этот момент я не думаю о читателе, о педагогических целях, о том, что будет читатель извлекать из текста, как он будет его читать. Мне важнее найти язык и с этим языком поработать. И с «Гутей» было так же. Но когда я ее написала и стала читать глазами читателя, тут до меня дошло: «Боже мой, у меня в этом тексте умер ребенок. Что же я написала, как другие будут это читать!..». Но я все-таки думаю: читателю нужно проживать разное. Невозможно скрываться от жизни. Мне кажется, что детей нельзя обкрадывать. Нужно показывать им эту невероятную жизнь честно”.
Что сказали?
Александра Матрусова, доцент Государственного института русского языка имени А.С. Пушкина, автор телеграм-канала “Начитайка. Детские книги, игры и билингвизм”:
“Я читала много отзывов, пока дошла до самой книги. А когда дочитала книгу, сидела и плакала. Это очень здорово, когда ты плачешь в конце книги, потому что она настоящая. Совсем-совсем настоящая. Очень горькая и радостная – как кофе с лимоном”.
Подробнее: Telegram: Contact @nachitajka
Виктория Мичурина, финалист шестого сезона конкурса “Книжный эксперт ХХI века”, г. Саратов:
“Для меня Гутя в начале повести ‒ словно начинающий музыкант, пытающийся попасть в нужные, но написанные не им самим, а другими, ноты, которые так сложно выучить. Она боится сделать ошибку, ей кажется, что если ошибиться, то все может покатиться по наклонной. И только на примере Дашки Гутя начинает понимать, что свобода импровизации может сделать человека сильнее”.
Почему стоит прочитать?
Лишь непосредственное погружение читателя в текст открывает его языковые сокровища. Здесь и многочисленные сравнения (строгает меня, как карандаш; расхохоталась так, как будто распахнула все окна в школе), и языковая игра (окказионализмы: девица - дурица; Гутька - путька - растопутька; сердцепёк; забармалеился).
Цитаты
“С Дашкой всё перевернулось с ног на голову. Живешь - вроде тот же самый мир вокруг. А внутри - как будто все чувства взяли и вылезли из упаковки. Как будто “надо” нарядилось в “весело”. Как будто “привычно” поменяло шкуру. Как будто у “спокойно” все перья встали торчком. В этом была вся Дашка. Она словно всюду ходила с невидимыми транспарантами: “Долой правила! Давайте жить нараспашку!””.
“Мы поклялись ставить на ноги весенних жуков. Но мы не придумали, что делать, если сама становишься таким жуком. Мы не придумали, что делать, если больше не чувствуешь праздника. Сколько можно проваляться кверху лапами? Кто поднимет, если человек, который клялся поднимать, уехал без тебя? Неужели все уезжают? Кто же тогда остаётся, если все уезжают? можно ли доехать до праздника, если лежишь на спине и еле-еле крутишь ногами воображаемые педали?”
“А я танцевала о том, что когда-то жил человек, которого звали Дашка. Что Дашка хохотала так, как будто все окна открывала. Нараспашку! А в глазах у неё горели бенгальские огни. Что она была девицей - дурицей и ничего не боялась! Не то что я. Она не боялась даже Красного волка, который её сожрал! Ведь она была праздником. Не только для себя, но и для других. А когда ты сам себе праздник, то тебе нечего бояться”.
Какие вопросы можно обсудить в связи с прочитанным?
Как вы думаете, почему в начале каждой главы появляется волк? Что этот образ значит для вас?
В чем, по-вашему, заключается главный страх Гути?
Какие изменения начинают происходить в жизни Гути, когда завязывается дружба с Дашкой?
Есть ли в вашей жизни человек-праздник, рядом с которым вы ощущаете прилив радостных чувств? Расскажите о нём.
Как Гутя учится “растить в себе счастье”?
Почему мама, увидев дочь танцующей под саксофон уличного музыканта, начинает делиться с ней своими воспоминаниями? Почему у Гути появляется желание напоить маму чаем?
Как вы считаете, нужно ли говорить о смерти в книгах для подростков?
Что еще?
Карточки с цитатами из книги, оформленные издательством:
Песня американской джазовой певицы Билли Холидей “Comes love”, которая встречается в тексте повести:
Гид по книге подготовила Евгения Афанасова в рамках обучения в магистратуре «Детская и подростковая литература в образовании и культуре».