Третья книга тетралогии о читателе. Сквозной темой этого сборника стала игра, игра с читателем, игра читателя. Человек, открывая книгу, вступает в своеобразную игру, которую предлагает ему автор и художник. Трудность и одновременно вызов состоит в том, автор знает правила игры, а читающий должен их угадать, но он может их придумать и сам. Насколько точно или удачно читатель определит эти правила, зависит многое: успешное погружение в книгу («я в игре») и... выход из нее в реальность («выхожу из игры»), возможность сделать эту игру коллективной или сыграть «по книге» после того, как последняя страница закрыта. Авторами этого сборника, филологи, социологи, методисты, библиотекари и педагоги, психологи, переводчики, уверены: в игре с автором и его текстом homo legens осваивает или создает новые практики чтения.
В сборнике опубликованы материалы исследований, выполненных в рамках научно-исследовательской работ 2019 года, посвященных исследованию литературного образования, преподавания иностранных языков, формальных и неформальных театральных образовательных практик (НИР «Разработка и внедрение модели университетского центра экспертизы практик формального и неформального образования для развития социокультурной среды города»). Также в книгу вошли статьи участников постоянно действующего научно-практического семинара «Детские книги в круге чтения взрослых» (сезон 2018/2019 года), долгосрочного проекта лаборатории социокультурных образовательных практик Московского городского педагогического университета, вступительные эссе (или их фрагменты) поступающих в магистратуру ««Проектирование и сопровождение программ в сфере чтения детей и молодежи».
РАЗДЕЛ I. ЧИТАТЕЛЬ В ИГРЕ
Название раздела повторяет название сборника, так как сюда вошли исследования театральных педагога и психолога, социолога и филолога о читателях и чтении. Игра в чтении начинается в тот момент, когда читатель берет в руки книгу. По каким правилам читают сегодняшние читатели?
- Upgrade читателя: переход на новый уровень С.А. Петрова
- Театральные практики контекстного чтения Т.А. Климова, А.Б. Никитина
- Что такое литературная классика: взгляд экспертов и учащихся Л.Ф. Борусяк
РАЗДЕЛ II. БИБЛИОТЕКА НАЧИНАЕТ И ВЫИГРЫВАЕТ…
Статьи, посвященные библиотекам, раскрывают возможности этого особым образом маркированного пространства, которое становится местом читательской игры. Статьи этого раздела написаны методистами, а потому носят практический характер и адресованы школьным и детским библиотекарям, педагогам. Дополнением раздела стало эссе школьного библиотекаря о том, как выстраивается учебная игра на территории библиотеки.
- Школьная библиотека начинает и выигрывает: типология школьных библиотек Е.А. Асонова
- Книжная выставка в библиотеке: по каким правилам играть с читателем? Е.С. Романичева
- Как провести библиотечный квест с толком А.Н. Россинская
- Школьный библиотекарь А.П. Ганина
Раздел III. НА ИГРОВОМ ПОЛЕ ЛИТЕРАТУРЫ
Игры писателя с читателем – самые азартные. Куда заведет читателя этот игровой маршрут? Как зависят правила этой игры от характера героя? Об этом рассуждают филологи, психолог и переводчик, приглашая читателя «разгадывать» правила игры, предложенные современными авторами. Дополнительным бонусом к этому разделу стало эссе писателя, старающегося раскрыть свой замысел, и короткие эссе о современной детской литературе магистрантов программы «Проектирование и сопровождение программ в сфере чтения детей и молодежи».
- Город как помощник и противник О.Б. Бухина
- Автор – герой – читатель в сказочных повестях Ольги Колпаковой и Светланы Лавровой: специфика коммуникации, особенности нарратива, игровая поэтика Е.В. Харитонова
- Тема отцов и детей в современных прозаических миниатюрах для семейного чтения Е.А. Полева
- Зачем я рассказываю детям про теракты Д.С. Доцук
- Детские и подростковые книги: классика vs современность А.Н. Масленникова
- Детская и молодежная литература в России сегодня Е.В. Антиповская
- А вот, кому сокровища? А.М. Чебарь
РАЗДЕЛ IV. МЕТОДИЧЕСКИЕ ИГРЫ
В это части сборника собраны статьи о разных форматах работы с текстом: на уроке, в цифровой среде, на сцене и даже в больнице. В разных обстоятельствах работа с художественным произведением строится по своим правилам: о том, кто задает эти правила, текст произведения, учитель или ребенок, пишут авторы этого раздела.
- Серия произведений Э. Файн о коте-убийце как «территория игры» и основа речетворчества юных читателей Г.В. Пранцова
- Учим языки и играем на сцене К.С. Киктева
- Организация продуктивной деятельности учащихся в среде МЭШ как средство развития новой грамотности читателя О.В. Сененко
- Своеобразие больничных читательских практик, Или по каким правилам «играть в больнице» О.Ф. Лишина
- Дети сами себе книг не покупают. Книги им выбирают взрослые О.Н. Матвеевичева
- Книгу нашли, прочитали, а поговорить? Е.А. Подшивалова
- Книга учит? Н.И. Соляник
РАЗДЕЛ V.ПОЧИТАТЬ И ПОИГРАТЬ
Книга и игра иногда оказываются связаны прямо – темой. Щелкунчик, Пиноккио, Буратино, Суок, Винни Пух – куклы и игрушки, ставшие ключевыми образами детской литературы. Загадки, игры в слова, неологизмы прочно вошли в самые популярные приемы создания произведений для детей. Три статьи о том, как игры и игрушки бывают представлены в книгах и детских журналах, рассказывают об этих явлениях в исторической перспективе.
- Гендерный аспект в детской игровой культуре советской эпохи на примере детских журналов (1920‒1980-е гг.) М.А. Сазоненко
- Игры и игрушки детской литературы: несколько книг в дополнение к классическим повестям М.В. Каширина
- Игры в слова с книгами и без… Е.А. Котова
РАЗДЕЛ VI. ЧИТАТЕЛЬ В ОБСТОЯТЕЛЬСТВАХ ИГРЫ
Традиционно, как и в сборнике «Читатель в поиске», мы публикуем список произведений, собранный в результате читательской игры «КнижЬя ноРа».
- «КнижЬя ноРа»: как играть со списками, или Что читают современные подростки Д.С. Маймистова
Другие книги серии:
- в издательстве Библиомир (позвонив по телефону, или написав на электронную почту, указанным в разделе "контакты")
- на мероприятиях лаборатории социокультурных образовательных практик по адресу пер. Каменная Слобода, д. 4